Aug 23, 2015 11:09
собрано в комментариях
Например, германские, славянские и балтские языки происходят (по мнению большинства индоевропеистов) из одного пронаречия (ареала) древнеиндоевропейского языка.
Однако, именно после того, как предки германцев ассимилировали местное древнее доиндоевропейское население, языки германцев очень сильно изменились и теперь даже не языковеду очевидно, какое большое сейчас растояние между германскими языками с одной стороны и балтскими, славянскими языками - с другой стороны.
Кельты и италики тоже имеют сильный доиндоевропейский древний след в своих языках
Интересно наличие также и гидронимов типа Вента, топонима Виндава (ныне Вентспилс) в земле Куршей (Kurzeme), а также Венден (ныне Цесис) в Видземе, т.е. в земле леттов (летгола). Вероятно, эти венды поднимались из устья вверх по Зап. Двине (Даугавы), прежде чем обосноваться в районе Вендена, Кукейноса (позднее княжество - вассал Полоцка и Герцике (Ерсика - аналогично).
Как убедительно доказал Таубе, немецкое изначальное "Gardcike" и позднейшее "Gercike" это искажение славянского "Городище".
С другой стороны, историк А.Г.Кузьмин , исследуя проблему локализации руссов, между прочим, указал на многочисленные кельтские названия - Ругия, Рутения (Русиния), Ройана, Руйана, которые встретились ему в западных источниках, а кроме того указал на одно из кельтских племён, обитавшее задолго до н.э. в пределах нынешней Юго-Восточной Франции, имевшее сходное название - рутены (к слову, на современной территории Зап. Франции проживало и племя венетов).
Между тем, известные из многочисленных источниках германское(?) племя ругиев (rugii) в разных транскрипциях писались как: руги (rugi), ротги (rotgi), РОГИ (rogi), реги (regi), ругурум (rugurum), руки (ruci), в греческой транскрипции встречались как - рутиклии... (В.П.Буданова "Готы в эпоху Великого переселения народов" М.1990).
Кельтское население Подунавья называло ругов - роками и раками, жители Италии - роками, рохами, рогами, а иногда и рудами; датчане - рёнами или просто рё, а германское население Подунавья обозначало ругиев то рузи то руци, то даже рутси (ср. Ruotsi финск. яз.), иногда сохраняя кельтские - роки, раки а также Руты (Ruther), причём часто, одно и тоже наименование в одном источнике писалось по разному. (А.Кузьмин в статье "Одоакр и Теодорих").
Предполагается, что земли ругиев располагались в междуречье Одры и Вислы. Известен, в том числе, гидроним Рега - одна из небольших рек в этом междуречье, впадающая в Балтийское море.
Но наиболее известен остров Рюген (Руян) в Балтийском море. По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа ("Космогpафия"): "На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены, именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окрестным госyдаpствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были".
Остров Руян был частью королевства ободритов (бодричей). Полабские славяне (бодричи, лютичи) противостояли натиску германских племен вплоть до 11 века. Славяне противостояли не только германцам, но и друг другу: смертным боем бились бодричи с лютичами, вплоть до призвания в помощь рыцарей-крестоносцев. Раздоры и междоусобицы потрясали западный славянский мир. Да в восточной Словении "наряду не было", как ведает о том Нестор в "Повести временных лет".
Здесь, замечу, что раны (помеРаны, pomerani) - западнославянское племя и роги (возможно вараги, варяги русских летописей) возможно одно и тоже, жили по берегу Балтийского моря между низовьями Одры и Вислы. О расселении поморян и других прибалтийско-славянских племен см. Z. Su1оwski. Najstarsza granica zachodnia Polski. - «Przeglad Zachodni». Poznan, 1952, N 3 - 4, str. 343 - 383.
О том, что роги-раны в числе других западнославянских племён могли принять самое непосредственное участие в возникновении Руси из "Повести временных лет", говорят многочисленные легенды, одна из которых, записанная Хемницем, повествует о борьбе ободритского князя Готлейба (Годослава) (уб.944) с датской экспансией и происхождении от него Рюрика и его братии (т.н. Мекленбургская легенда).
Факт проникновения варягов (рогов?) по западной Двине в Палтеск (Полоцк) - не оспаривается. (О пути «из варяг в греки» см. Рыбаков). Интересно, что возникшее в устье Зап. Двины (Даугаве) поселение, а затем замок Рига (первое уп. относится к 1198 г. в "Хроника Ливонии" Генриха Латвийского) - одного корня с уже упоминаемыми Рюген, Рега, роги..... Но это поселение существовало задолго до завоевания его крестоностной дружиной епископа Бертольда.
О славянском (старобелорусском) значении этого топонима - устье, заболоченное место, я уже упомянул выше.
Что касается упомянутых лютичей (это не племя - это союз племен (см. Буданова "Готы во времена Великого переселения народов"), то эту версию давно озвучивали в контексте лютичи-лютва-литва.
О том, что лютичи (или их часть) продвигаясь на восток, могли осесть на территории летописной литвы и вместе с этим принести значительную но малообъяснимую пока с "классических позиций" славянскую составляющую, косвенно свидетельствует упоминание в Повести Временных лет о выходе еще двух славянских племен - радимичей и вятичей из "ляхов" на территорию впоследствии им заселенную, а позже вошедшую в Киевскую Русь.
О том, что предки литвы пришли из-за моря (как и предки руси) прямо свидетельствует и легенда о Полемоне, записанная еще Длугошем. Детали конечно же, как и в любой легенде приросли невероятными подробностями (из Италии, римские рода и тому подобное), но общая фабула - симптоматична.
русы,
кенигсберг