Лето - пора отпусков. В последние годы наши граждане все чаще предпочитают иностранные туры российским. Случаи причинения имущественного вреда и/или вреда жизни (здоровью) при оказании туристических услуг, к сожалению, не так редки. В этой связи на днях издано
Письмо Роспотребнадзора от 06.07.2010 N 01/9963-0-32
"О защите прав потребителей в сфере туризма"
Разъяснены отдельные вопросы правового регулирования отношений в сфере туризма, возникающие при оказании консультативной и практической помощи гражданам в защите их прав
Сообщается, что, поскольку общая цена туристского продукта в рублях является существенным условием договора, у туроператора и турагента отсутствует императивная обязанность указывать в договоре о реализации туристского продукта стоимость отдельных услуг, входящих в его состав, например, выделять цену услуг по перевозке. Вместе с тем набор этих услуг, однозначно позволяющий определить потребительские свойства конкретного туристского продукта, т.е. информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах, входящих в турпродукт, также относится к существенным условиям договора о реализации туристского продукта.
Все факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и других услуг, изначально не входивших в туристический продукт, стоимость которых была оплачена ими дополнительно к цене туристского продукта, должны рассматриваться как иные сделки, обязанной стороной по которым соответствующий туроператор являться не будет. Если такого рода случаи происходили за рубежом и повлекли наступление неблагоприятных последствий для туристов - пользователей этих услуг, то в их правовой оценке необходимо среди прочего руководствоваться соответствующими положениями раздела VI "Международное частное право" Гражданского кодекса РФ.
Так как предложения приобрести ту или иную дополнительную по отношению к "турпакету" услугу (к качеству (потребительским свойствам) которой в дальнейшем предъявляется претензия) довольно часто исходят, в том числе от представителей самих туроператоров за рубежом, следует учитывать, что в указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся оказать услугу.
В рамках исполнения обязанности по предоставлению туристу достоверной информации об основных документах, необходимых для въезда в страну, туроператор при заключении договора о реализации туристского продукта обязан, в том числе сообщить о соответствующих медицинских правилах пребывания в той или иной стране. В настоящее время наличие полиса медицинского страхования для въезда граждан РФ на территорию ряда иностранных государств - обязательное условие. При въезде граждан РФ в другие государства соответствующее медицинское страхование осуществляется на добровольной основе. Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что услуги, связанные с получением медицинского полиса, в состав туристского продукта не входят, предложение со стороны туроператора по заключению соответствующего договора страхования, как правило, не должно рассматриваться как навязывание платных дополнительных услуг.