Коммунизм по-китайски. В своем развитии Пекин идет по пути раннего СССР

Sep 05, 2013 14:52


Буквально за считанные годы Китай из преимущественно аграрной страны превратился в  мирового промышленного лидера. И теперь перед Пекином стоит проблема, которая в свое время была «успешно» решена в СССР. В годы первых пятилеток индустриализация в Советском Союзе требовала множество трудовых ресурсов. И для того, чтобы обеспечить рабсилой множество новых заводов и фабрик в стране началась массовая коллективизация. С одной стороны это позволило перевести аграрный сектор экономики на крупнотоварное производство, и, заметим, более управляемое из Центра, нежели ранее широко распространенное единоличное хозяйство. С другой стороны, переизбыток рабочих рук позволил существенно увеличить объемы промышленного производства при небольших затратах на организацию (механизацию) труда. Сейчас в Китае происходят практически такие же процессы. Но совсем по другим причинам…

Закрепив за собой статус мирового лидера по выпуску потребительских товаров, Китай столкнулся с проблемой низкого потребления. Перенос основной части производственных мощностей из стран Старого света в Азиатский регион оставил без работы множество предприятий в Европе и США. Нагрянувший кризис только усилил потребительский опасения жителей европейского континента и привел к падению совокупного спроса на широкий спектр товаров. Именно этот фактор привел к тому, что экономический рост в Китае продолжает снижаться. Не спасает ситуацию и внутреннее потребление в стране. Больше половины граждан Китая по-прежнему относится к сельскому населению с низким уровнем потребления промышленных товаров. И для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, властям в Пекине придется потратить более 41,6 трлн юаней ($6,8 трлн.) в течение 20 лет.


Чувствуйте себя, как дома...
По данным исследований специалистов ООН столь масштабные расходы необходимы Китаю для того, чтобы добиться ощутимой пользы от урбанизации страны и интеграции сельских жителей в городских условиях. Если же затраты на улучшение условий жизни и качество жилья будут выше минимально необходимых, то расходы могут превышать 75 трлн юаней. В ООН подсчитали, что подобные внутренние инвестиции позволят увеличить городское население Китая с 666 млн человек (в 2010 году) до 976 млн - в 2030 году. За это время в стране необходимо интегрировать порядка 210 млн рабочих-мигрантов.
По расчетам правительства Китая именно урбанизация способна превратить страну в регион потребления, а не только производства, инвестиций и экспорта. Именно она должна подстегнуть спрос на бытовую технику, автомобили, недвижимость внутри страны, а это позволит Китаю компенсировать зависимость его экономики от ситуации на внешних рынках. При этом Пекин рассчитывает сделать долю городского населения доминирующей в течение 60 лет, хотя Европе для этого потребовалось 150 лет, а Латинской Америке - 210 лет.


Допинг для китайской экономики
С другой стороны, у Китая нет иного выхода. Страна набрала невиданные темпы развития промышленного производства и выпуска товаров массового потребления. Даже небольшое снижение темпов грозит ростом безработицы, падением налоговых поступлений, чрезмерное напряженностью. Уже сейчас рост ВВП в Китае опустился до 7,5%. Последующие пять-семь лет стране еще удастся удерживать этот показатель на уровне 7%, однако до 2025 года он может упасть до 5,9%. В масштабах Китая эти цифры означают миллиарды инвестиций, налоговых поступлений и заработной платы, которые не будут выплачены адресатам.
Но есть и еще один аспект китайской урбанизации: региональный. Для успешной адаптации всех приезжих многим муниципалитетам Китая придется нести повышенные расходы на обеспечение миллионов новых жителей услугами здравоохранения, социального обеспечения и образования. К примеру, для переселения 700 тыс. человек в Пекин потребуется порядка 77 млрд юаней в год, что может потребовать увеличения налоговых поступлений на 25%. К тому же, большинство мигрантов стремятся попасть в 70 крупнейших мегаполисов страны, игнорируя более 600 других городов. В то же время адресные дотации центрального бюджета в развитие инфраструктуры менее популярных территорий способны повлиять на перераспределение мигрантов.


Всекитайская ударная стройка?
По предварительным оценкам в городских кварталах Китая сейчас проживает более 690 млн. человек. Сельские районы населяет еще 657 млн. Для того, чтобы уровень урбанизации достиг 66-67% (показатель в странах Прибалтики, Австрии, Венгрии, Италии) в течение десяти последующих лет из сельской местности в города должны перебраться около 13 млн. человек ежегодно. Возможно, что  именно эту цель ставили перед страной китайские руководители, когда в прошлом году принимали программу поддержки экономики и развития металлургии за счет строительства инфраструктуры и роста внутреннего потребления металла. Ведь приток «свежей крови» в города потребует значительного роста жилищного строительства, объектов социальной и городской инфраструктуры (школ, больниц, системы снабжения и жизнеобеспечения, дорог, мостов, и транспортных развязок).

Государственный совет Китая уже заявил о намерениях увеличить инвестиции в строительство доступного жилья для бедных семей. А законную форму этим планам в октябре должен дать третий пленум 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, где также определят глобальную экономическую повестку на последующее десятилетие. Именно поэтому, несмотря на затянувшийся спад в общемировом промышленном производстве, объемы выплавки стали в Китае продолжают расти небывалыми темпами. И нашим, отечественным, поставщикам железной руды пока не стоит беспокоиться о завтрашнем дне. Китай способен поглотить весь тот объем железорудного сырья, который не в состоянии переработать украинские меткомбинаты. Поэтому в самом ближайшем будущем поставки руды, агломерата и окатышей, выпущенные горно-обогатительными комбинатами Метинвеста,  Феррэкспо и других, более мелких экспортеров, не останутся невостребованными. Более того, как только завершится подготовка к работе нового ГОКа на базе Шимановского месторождения, которое Метинвест решил строить совместно с канадской компанией Black Iron, первые же партии готовой продукции нового предприятия практически гарантировано уйдут на экспорт. Нашим предприятиям эта руда понадобится еще не скоро.

руда, Феррэкспо, строительство, экспорт, инвестиции, Китай

Previous post Next post
Up