Буквально за считанные годы Китай из преимущественно аграрной страны превратился в мирового промышленного лидера. И теперь перед Пекином стоит проблема, которая в свое время была «успешно» решена в СССР. В годы первых пятилеток индустриализация в Советском Союзе требовала множество трудовых ресурсов. И для того, чтобы обеспечить рабсилой множество новых заводов и фабрик в стране началась массовая коллективизация. С одной стороны это позволило перевести аграрный сектор экономики на крупнотоварное производство, и, заметим, более управляемое из Центра, нежели ранее широко распространенное единоличное хозяйство. С другой стороны, переизбыток рабочих рук позволил существенно увеличить объемы промышленного производства при небольших затратах на организацию (механизацию) труда. Сейчас в Китае происходят практически такие же процессы. Но совсем по другим причинам…
Закрепив за собой статус мирового лидера по выпуску потребительских товаров, Китай столкнулся с проблемой низкого потребления. Перенос основной части производственных мощностей из стран Старого света в Азиатский регион оставил без работы множество предприятий в Европе и США. Нагрянувший кризис только усилил потребительский опасения жителей европейского континента и привел к падению совокупного спроса на широкий спектр товаров. Именно этот фактор привел к тому, что
экономический рост в Китае продолжает снижаться. Не спасает ситуацию и внутреннее потребление в стране. Больше половины граждан Китая по-прежнему относится к сельскому населению с низким уровнем потребления промышленных товаров. И для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, властям в Пекине придется потратить более 41,6 трлн юаней ($6,8 трлн.) в течение 20 лет.
Чувствуйте себя, как дома...
По данным исследований специалистов ООН столь масштабные расходы необходимы Китаю для того, чтобы добиться ощутимой пользы от урбанизации страны и интеграции сельских жителей в городских условиях. Если же затраты на улучшение условий жизни и качество жилья будут выше минимально необходимых, то расходы могут превышать 75 трлн юаней. В ООН подсчитали, что подобные внутренние инвестиции позволят увеличить городское население Китая с 666 млн человек (в 2010 году) до 976 млн - в 2030 году. За это время в стране необходимо интегрировать порядка 210 млн рабочих-мигрантов.
По расчетам правительства Китая именно урбанизация способна превратить страну в регион потребления, а не только производства, инвестиций и экспорта. Именно она должна подстегнуть спрос на бытовую технику, автомобили, недвижимость внутри страны, а это позволит Китаю компенсировать зависимость его экономики от ситуации на внешних рынках. При этом Пекин рассчитывает сделать долю городского населения доминирующей в течение 60 лет, хотя Европе для этого потребовалось 150 лет, а Латинской Америке - 210 лет.
Допинг для китайской экономики
С другой стороны, у Китая нет иного выхода. Страна набрала невиданные темпы развития промышленного производства и выпуска товаров массового потребления. Даже небольшое снижение темпов грозит ростом безработицы, падением налоговых поступлений, чрезмерное напряженностью. Уже сейчас рост ВВП в Китае опустился до 7,5%. Последующие пять-семь лет стране еще удастся удерживать этот показатель на уровне 7%, однако до 2025 года он может упасть до 5,9%. В масштабах Китая эти цифры означают миллиарды инвестиций, налоговых поступлений и заработной платы, которые не будут выплачены адресатам.
Но есть и еще один аспект китайской урбанизации: региональный. Для успешной адаптации всех приезжих многим муниципалитетам Китая придется нести повышенные расходы на обеспечение миллионов новых жителей услугами здравоохранения, социального обеспечения и образования. К примеру, для переселения 700 тыс. человек в Пекин потребуется порядка 77 млрд юаней в год, что может потребовать увеличения налоговых поступлений на 25%. К тому же, большинство мигрантов стремятся попасть в 70 крупнейших мегаполисов страны, игнорируя более 600 других городов. В то же время адресные дотации центрального бюджета в развитие инфраструктуры менее популярных территорий способны повлиять на перераспределение мигрантов.
Всекитайская ударная стройка?
По предварительным оценкам в городских кварталах Китая сейчас проживает более 690 млн. человек. Сельские районы населяет еще 657 млн. Для того, чтобы уровень урбанизации достиг 66-67% (показатель в странах Прибалтики, Австрии, Венгрии, Италии) в течение десяти последующих лет из сельской местности в города должны перебраться около 13 млн. человек ежегодно. Возможно, что именно эту цель ставили перед страной китайские руководители, когда в прошлом году принимали программу поддержки экономики и
развития металлургии за счет строительства инфраструктуры и роста внутреннего потребления металла. Ведь приток «свежей крови» в города потребует значительного роста жилищного строительства, объектов социальной и городской инфраструктуры (школ, больниц, системы снабжения и жизнеобеспечения, дорог, мостов, и транспортных развязок).
Государственный совет Китая уже заявил о намерениях увеличить инвестиции в строительство доступного жилья для бедных семей. А законную форму этим планам в октябре должен дать третий пленум 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, где также определят глобальную экономическую повестку на последующее десятилетие. Именно поэтому, несмотря на затянувшийся спад в общемировом промышленном производстве,
объемы выплавки стали в Китае продолжают расти небывалыми темпами. И нашим, отечественным, поставщикам железной руды пока не стоит беспокоиться о завтрашнем дне.
Китай способен поглотить весь тот объем железорудного сырья, который не в состоянии переработать украинские меткомбинаты. Поэтому в самом ближайшем будущем поставки руды, агломерата и окатышей, выпущенные горно-обогатительными комбинатами Метинвеста, Феррэкспо и других, более мелких экспортеров, не останутся невостребованными. Более того, как только завершится подготовка к работе нового ГОКа на базе Шимановского месторождения, которое
Метинвест решил строить совместно с канадской компанией Black Iron, первые же партии готовой продукции нового предприятия практически гарантировано уйдут на экспорт. Нашим предприятиям эта руда понадобится еще не скоро.