Политкомедия по Гоголю. Таможенная война Кремля с Украиной отразилась и на российском бизнесе

Aug 22, 2013 17:26


Экономические войны, одна из которых разворачивается на наших глазах, все-таки отличается от настоящих военных действий. В экономической войне потери несут обе стороны. Ведь рвутся налаженные связи, схемы поставок и для того, чтобы производство не останавливалось, приходится срочно искать альтернативы, переналаживать, перестраивать производство. Примечательно, что начиная таможенную волокиту с поставками украинских товаров, Управление делами президента России объявило тендеры на проведение трех исследований ситуации в Украине. И ни в одном из них не рассматривался вопрос, а какими будут последствия возведения новых "таможенных заборов" на украино-российской границе для экономики самой России. Похоже, что президента этой страны такой вопрос не интересует.


Поскольку объем поставок украинских товаров в Россию равен трети всего нашего экспорта, то последние проволочки и «наглядная агитация» за вступление в Таможенный Союз достаточно красноречиво свидетельствуют, что же будет с экономикой Украины в случае подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Более того, вся эта история (вначале - уже привычные наезд Онищенко на украинские карамельки, а затем - и повальная, а потому показательная, «заморозка» наших товаров на границе) научила трем вещам. Когда стране действительно трудно, то наша власть - бессильна. Хоть Евросоюз и зовет нас в гости, но даже в случае торгово-экономического произвола соседней стране защитить нас не собирается (ограничившись резолюциями, заявлениями и декларацией взглядов). И если в Кремле чего решили, то судьба остальной России в расчет не берется. И поскольку последнее утверждение кажется наиболее противоречивым, на нем и стоит остановиться поподробнее.
Прежде всего, в силу сложившихся традиций, более 90% украинских контрактов на экспорт предусматривают, что продавец оплачивает доставку груза лишь до границы. И малейшие задержки грузов таможенниками увеличивают затраты не украинских грузоотправителей (они-то свою часть контракта выполнили - груз на границе), а российских покупателей, которые несвоевременно получают требуемый товар.

Второй аспект, приводящий к убыткам российских компаний, - около 80% железнодорожного подвижного состава, которым доставляются украинские товары в Россию, имеют «российскую прописку». А поэтому потери от сверхнормативного простоя вагонов также бьют по бюджету российских компаний. К примеру, задержка с пересечением границы продукции Метинвеста уже повлияла на доходы российской Первой грузовой компании. Именно она является одним из наибольших в мире операторов железнодорожных грузоперевозок. Метинвест, массово отправляющий грузы в Россию, уже приостановил эти перевозки на неопределенный период. По этой причине российские транспортники каждый день вынуждены подсчитывать ощутимые денежные потери.

Есть и третий фактор, осложняющий жизнь многих российских предприятий: сырьевой. В частности, для строительной отрасли России простой с доставкой украинского щебня грозит существенным замедлением (или даже остановкой) реализации многих строительных проектов. Традиционно, поставки из Украины позволяли обеспечивать многими строительными материалами обширный регион в центре России и даже в ее столице. А стремительно увеличить поставки щебня из  Карелии просто невозможно.
Справедливости ради стоит отметить, что все эти проблемы носят временный характер. По мере того, как таможенные задержки украинских грузов будут вынуждать российские компании искать альтернативных поставщиков, их убытки будут сокращаться. Тем не менее, сейчас, когда экономика Российской Федерации испытывает экономические трудности, схожие с украинскими проблемами (падение промышленного производства и экспорта российских товаров), лишние затруднения и препятствия ей точно не нужны. В такой ситуации. Запуская механизм дополнительных проверок и проволочек на границе, тандем Путин-Медведев оказывается в ситуации гоголевской унтер-офицерской вдовы из «Мертвых душ», которая, по словам Городничего, «сама себя высекла»! Ведь стремясь покарать за строптивость предприятия крупнейших украинских олигархов, путинский режим одновременно наказывает и те российские компании, которые не один год успешно работали с украинскими партнерами.
Получается, что на алтарь втягивания Украины в Таможенный Союз Путин готов принести и часть интересов российского бизнеса? Но очевидно, что в Кремле есть заранее заготовленный ответ и на этот вопрос.

Таможенный союз, перевозки, Россия, Путин

Previous post Next post
Up