Желание любого правительства защитить интересы своих производителей вполне понятны. Но когда такая защита вводится без учета других факторов и интересов, от такой опеки стране наносится больше вреда, чем гипотетической пользы. Вероятно, что не все члены кабинета Министров Украины знакомы с такими простыми истинами.
Стремительное сокращение отечественного промышленного производства вынудило Кабмин предпринимать какие-то действия для исправления ситуации. И вместо грамотных, эффективных методов оживления экономики в правительстве Азарова решили пойти по наиболее проверенному пути, воспользовавшись традиционными, проверенными, но уже не такими действенными мерами.
Любовь по принуждению
Мир стремительно меняется, и то, что срабатывало еще пять-десять-пятнадцать лет назад, в нынешних условиях не дает должного эффекта. К тому же, вводя те или иные меры по защите отдельных отраслей, или даже конкретных предприятий, чиновники действовали слишком прямолинейно. Не хотят украинцы покупать автомобили, которые из привозных деталей собираются у нас в стране (а последняя действительно отечественная модель была снята с производства еще несколько лет назад)? Значит нужно заставить наших граждан любить все отечественное! Сделаем все остальные импортные автомобили дороже! И в Украине вводятся ввозные пошлины на авто среднего класса в размере 6,5-13%. Следом за ними последовали квоты на ввоз коксующегося угля. А если еще вспомнить, что с прошлого года правительство носилось с идеей
пересмотра таможенных сборов с трех сотен позиций импортных товаров, то можно понять, что список обиженных на украинскую власть импортеров оказался очень объемным. Только по официальной версии таковых набралось более 15 стран. В их числе - ЕС, Австралия, Канада, Чили, Египет, Гватемала, Китай и Гонконг, Исландия, Израиль, Япония, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Турция и США.
Главное - не навредить! Но как?
Укрепляя таможенные барьеры на пути импортных товаров, Украина дважды себя наказала. В отношении импорта автомобилей никто всерьез не надеялся на то, что страну удастся пересадить на две-три корейские модели украинской сборки. А тем временем, введение новых пошлин уже снизило ввоз авто, а следом за ним - поступления в бюджет от НДС и акциза. Точно та же ситуация и с квотами на коксующийся уголь. Ограничения ввоза угля для кокса практически никак
не отразились на залежах лишнего угля энергетической группы. ТЭС и ТЭЦ сократили потребление энергетического угля на 10 только в первой половине года. А из необходимых металлургам 14 млн. тонн коксующегося угля, в нашей стране добывают разве что треть. Остальной - не проходит по своим качественным характеристикам. При этом, когда распределяли квоты, в Кабмине просто забыли о всех цементных заводах страны, поставив их на грань полной остановки через два-три месяца.
В дополнение ко всем этим прелестям теперь проблемы возникли и за пределами нашей страны. По нормам ВТО при появлении новых ограничений на перемещение товаров через границу пострадавшая страна имеет право ввести ответный налог, чтобы возместить убытки.
Российская Федерация уже направила ВТО уведомление, где заявила, что автомобильный налог в Украине снизит российский экспорт автомобилей на сумму $328 млн. и лишит федеральную казну $36 млн. налогов. Чтобы компенсировать убытки
Россия начнет взимать пошлины в размере €1 за 1 кг украинского шоколада, 54% - на импорт угля и 15% - стекла. Турция также собирается обложить 23% пошлиной импорт украинских грецких орехов. Последовать их примеру намеревается и Япония, которая пока старается снять все острые углы в отношении импорта автомобилей в Украину путем прямых переговоров.
А в ответ - тишина?
Украинская сторона на заседании Совета по торговле товарами ВТО, которое состоялось 11 июля в Женеве, так и не смогла предоставить убедительных аргументов в поддержку принятых ею решений. Единственное оправдание касалось лишь того, что полный запрет на ввоз готового кокса в нашу страну был заменен на годовую ограничительную квоту в 210 тыс. тонн. Но поскольку добивался этого лишь комбинат АрселорМиттал Кривой Рог, то вся эта квота ему и досталась. Поэтому стоит ожидать, что все трудности во внешней торговле товарами из Украины еще впереди. По крайней мере, Россия устами премьер-министра Медведева уже отказала в продлении квот на беспошлинный ввоз украинских труб. На очереди может быть и
сокращение импорта в Российскую Федерацию украинского проката. В этой области наша страна пока еще добивается некоторых успехов. Приобретенная в прошлом году Метинвестом металлобаза в Белгороде с начала года все
увеличивала объемы реализации украинских металлоизделий. Если же наши
северные соседи полностью перекроют этот канал сбыта, то выстроенная система логистики окажется просто ненужной. А достигнутый в июне прирост производства стали и проката на 8%, который позволил нашей стране подняться сразу на две позиции в мировом рейтинге, снова сменится затяжным спадом. Возможно национального производителя стоит защитить не от иностранных конкурентов, а от таких отечественных «защитников», которые засели в Кабмине?