Столкнувшись с катастрофическим падением доходов бюджета от экспортных поставок, правительство судорожно принялось искать, как еще можно поддержать уровень загрузки производственных мощностей в крупнейшей отрасли страны -- в металлургии. А то ведь на фоне обвала спроса и цен на металл, заводы и закрыться могут. А это еще большее падение доходов казны и валютного притока, масса безработных, сопутствующая стагнация в смежных отраслях. С одной стороны что-то даже успели сделать. Пинчуку помогли со сверхквотным экспортом труб в Россию, заявили об активизации строительства и об отказе от ввоза в страну, как чужого металлопроката, так и тех же труб. Но последнее заявление Азарова в Николаеве, на мой взгляд, поражает масштабами полета мысли, хотя и немного попахивает авантюризмом. Николай Янович собрался спасать металлургов, развивая судостроение. Но вот вопрос, кто больше нуждается в спасении?
В принципе, слова о необходимости спасения металлургов звучат, по крайней мере, не совсем искренне. Ведь на практике, до этого момента наше государство, олицетворяемое в том числе и Азаровым, особой щепетильностью в отношении сталеваров не отличалось. С крупнейших метзаводов и комбинатов старались стянуть как можно больше налогов (иногда - авансом), а предусмотренный законом возврат НДС экспортерам откладывали «до лучших времен». На меткомбинатах же оставалась и львиная доля ответственности за решение социальных проблем и развитие городской инфраструктуры отдельных городов и регионов. И тут грянул очередной кризис. Власти опомнились, что так долго продолжаться не может, и что-то нужно предпринимать. Так и появилась идея одним выстрелом - сразу двух зайцев. Причем в наиболее перспективных с избирательной точки зрения регионах: на Востоке и на Юге страны.
С чисто теоретической точки зрения Азарова упрекнуть не в чем. Если наш металл в виде полуфабрикатов сырья и заготовок больше продавать не удается, нужно направить его на внутренний рынок и продать все тем же иностранцам, но уже в виде более технологичных продуктов с большей долей трудозатрат. Тут и металлургия получит подпитку, и судоверфи смогут набрать новых-старых рабочих, и смежные отрасли воспрянут: моторостроители, электронщики, различные КБ, НИИ и прочая, прочая, прочая….
И как показывают последние события в данном случае слова с делом у Азарова не разошлись.
Для скорейшего затыкания дыр в бюджете уже вскоре вслед за приватизацией газовых компаний и электроэнергетики может стартовать дораспродажа судостроительных объектов. Уже и список возможных претендентов нарисовался: «Смарт Холдинг» Вадима Новинского, «Ферэкспо» Константина Жеваго и даже «Укрпроминвест» Петра Порошенко. Вскоре отрасль традиционно приукрасят очередными преференциями, улучшат инвестиционную привлекательность, наполнят дополнительными заказами. Судостроителей уже осчастливили некоторыми налоговыми и таможенными льготами. Но придать отрасли наиболее привлекательную форму так и не удалось. Поэтому в парламенте появился очередной пакет льгот. А то пока судостроители Украины загружены на 25 % от возможностей, влезать в практически лежащую на дне отрасль желающих немного. Если же прошедший первое чтение закон «О проведении экономического эксперимента относительно государственной поддержки судостроительной промышленности», будут все-таки принят, корабелов ожидает поистине эпоха ренессанса (т.е. расцвета). Итак, вкратце: списание пени, штрафов и финансовых санкций в бюджеты по состоянию на 1 января 2013 года. Государственные гарантии по иностранным кредитам, займам и обязательствам по договорам. Снижение процентов по кредитам до уровня учетной ставки НБУ, отмена НДС и пошлин на ввозимые для производства и ремонта судов товары и оборудование. Рост госзаказа на военные и гражданские суда, упрощение лицензирования и сертификации. При этом прогнозируется активный рост строительства морских судов для перевозки зерновых и химикатов, плавучих буровых платформ, кораблей для внутреннего судоходства по бассейну Днепра и Днестра. В принципе, для нашего внутреннего заказчика, такие варианты были бы довольно привлекательны, потому как побороться на равных с судостроителями Кореи, Японии или Норвегии (даже с учетом озвученной кооперации с Россией) нашим корабелам пока «не светит».
А ресурсы, материальные, для развития отечественного судостроения все же есть. Украинские сталевары способны обеспечить металлом судостроителей в требуемых объемах. Пока их сдерживают низкий спрос и специфические требования к металлу. Хотя судостроительная сталь не является слишком дорогой, поскольку лишь немного отличается от обычной конструкционной стали. А лидером изготовления стали и проката для судостроения в Украине является МК «Азовсталь» Группы Метинвест. А в случае нарастания потока заказов и для других меткомбинатов страны работа найдется. И не на один год. Ведь сейчас у нашей страны своего флота практически не осталось…