С началом марта стартовал процесс предпродажной подготовки к приватизации на 13 Государственных предприятиях (ГП) в угольной промышленности. Вначале государство провозгласило уголь главным энергетическим ресурсом страны и принялось вливать огромные средства в его добычу. И тут же принялось раздавать лучшие (в плане возможностей для добычи) шахты всем желающим. Таковых оказалось немного и все с «украинской пропиской». Приход иностранных инвесторов по странному стечению обстоятельств так и не случился. К тому же продажа земных богатств отечественным покупателям тоже не привела, ни к повышению уровня технического оснащения шахт, ни к росту платежей в бюджет. При этом власть и не думает приостанавливать начатый пару лет назад процесс. И упорно стремиться распрощаться с остатками угольной промышленности, невзирая на то, сколько это будет стоить и стране и самим шахтерам.
Наиболее лакомые куски углепрома уже успели сменить владельцев. И теперь
частные шахты уже обошли государственные по уровню угледобычи. Впрочем, обошли благодаря тому, что соотношение частных и государственных с прошлого года радикально поменялось. Из 85 млн. т угля, добытых шахтерами Украины в прошлом году, 25 млн. приходится на один приватизированный ДТЭК-Павлоградуголь. В результате государственные угледобывающие предприятия в 2012 году сократили добычу энергетического угля на 42,8%, до 17,7 млн. т. У оставшихся госшахт - по 50-100 лет «общего трудового стажа», изношенная техника и отсутствие перспектив для развития. Все финансирование на обновление техники - из средств государственного бюджета, которых зачастую недостаточно.
Но даже те шахты, которые еще работают стабильно, в силу своей принадлежности, испытывают проблемы со сбытом. В начале 2013 года на складах электростанций скопилось 5,8 млн. т угля. Продавая лучшие шахты страны владельцам металлургических заводов и тепловой энергетики, государство искусственно создавало дефицит спроса на общегосударственном рынке. Зачем владельцам ТЭС покупать некачественный и дорогой уголь на убыточных шахтах, если у них есть свои собственные? Поэтому уже в прошлом году государство призывало всех, кто только в состоянии, купить хоть немного государственного угля. В прошлом году таким образом удалось немного исправить ситуацию. Когда в апреле прошлого года на складах госпредприятия Уголь Украины накопилось до 400 тыс. т нереализованной продукции вмешалось правительство и убедило металлургов «помочь кто чем может». Тогда 50 тыс. т угля приобрел Метинвест, 40 тыс. т - АрселорМиттал Кривой Рог. Еще 200 тыс. т согласилась купить группа неизвестных трейдеров. Но тогда влияние кризиса еще не было таким ощутимым. Да и цена металла на внешних рынках позволяла делать небольшие подарки властям. Сейчас ситуация совсем иная. В борьбе за каждый цент в себестоимости стали и проката металлурги Украины массово избавляются от отечественного угля по причине низкого качества. За границей он тоже никого не может заинтересовать. Уголь отечественной добычи содержит почти 23% окиси железа и щелочноземельных элементов, тогда как австралийский и американский - лишь 3-5%; содержание серы - 3,5% по сравнению с 0,5%. Такой уголь для производства кокса и применения в металлургии требует дополнительных расходов на очистку и десульфатизацию. Поэтому при росте добычи угля у нас в стране его
запасы пылятся мертвым грузом на складах. А его добычу оплачивают из бюджета. В то время как добыча энергетического угля в Украине выросла на 7% - до 61,3 млн. т, дотации государства - до 13.5 млрд. грн. При этом в страну все интенсивнее
въезжают эшелоны с импортным топливом. Если еще 10-15 лет назад его ввозили примерно миллион, то в 2012 году - 14,5 млн. пр кризисе перепроизводства угля в стране лишь приватизированные шахты, принадлежащие крупным металлургическим холдингам, стремятся увеличивать угледобычу. Особенно на тех участках, где ведется добыча коксующегося угля, дефицит которого в стране только растет из года в год. На предприятии Краснодонуголь из Группы Метинвест с начала года началась подготовка новой лавы на шахте Молодогвардейская. На новом участке сосредоточены 430,1 тысячи тонн угля. Но Метинвест при этом продолжает (и не менее успешно) добывать коксующийся и энергетический уголь и на своих шахтах в США.