Собственно, подобное утверждение лишь отчасти относится к результатам второго Индекса прозрачности компаний в Украине. Тем не менее, даже поверхностный анализ диалога крупного капитала с обществом наводит на грустные мысли.
Сама методика расчета довольно незатейлива и во многом далеко не безупречна в плане объективности. Организатор исследования, Центр «Развития корпоративной социальной ответственности», взяв на вооружение критерии Глобального Индекса прозрачности (Global Transparency Index), проанализировал в каких крупных компаниях страны (из рейтинга ТОП-100 по версии Издательства «Экономика») готовы предоставить полную информацию обо всех проектах в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) на своих вэб-сайтах. Сам термин КСО в бизнес-лексиконе Украины появился относительно недавно. Потому делать глубокий анализ ситуации на основе лишь второго годового исследования еще, пожалуй, рано. И все же некоторые выводы напрашиваются сами собой.
По мировым общепринятым нормам сайт компании - ее лицо, визитная карточка. Поэтому любая компания, занимающая сколь-нибудь заметное место в экономике страны, заботится о том, насколько положительное представление о ней сформировано в обществе. И на сайте компании должна быть представлена вся необходимая информация как о производстве и его воздействии на природу, так и о том, что сделано для улучшения труда и жизни рабочих, местных жителей и целых регионов. Основной лейтмотив КСО - получаешь прибыль, поделись ею с обществом и расскажи, как ты это сделал. Для Украины такой подход, мягко говоря, многие считают слишком «новаторским». И не всегда ему следуют. Потому в этом году средний уровень открытости 100 крупнейших компаний Украины составил лишь 14%, понизившись на треть от прошлогодних 20%. 18 предприятий вообще не имеют сайта, а потому и узнать, как они заботятся о гражданах страны, практически невозможно. Между тем - это признак открытости, клиентоориентированности и соответствии европейским практикам ведения бизнеса. Видно, не все олигархи привыкли работать по евростандарту?! Или как еще можно понять то обстоятельство, что лишь у трети компаний (36 из 100) на сайте есть разделы, посвященные их социально ответственной деятельности. Из передовиков развития КСО в Украине первая тройка лидеров - за структурами Ахметова: компания СКМ обеспечила 73% раскрытия информации. На втором месте - ДТЭК, с показателем в 66% открытости, за ней - «Метинвест» с 63%. Не ударили в грязь лицом и представители европейского капитала. Открытость «АрселорМиталл Кривой Рог» оценена в 56%, «Киевстар» - на 56%. В первую десятку индекса открытости также попали компании «Интерпайп» (43%), «Галнефтегаз» (39%), «Днепроспецсталь» (39%), «Метро Кэш энд Кэрри Украина» (34%) и «МТС Украина» (33%).
С одной стороны, меня лично удивляет тот факт, что в области КСО в лидерах компании, чьи доходы напрямую от общественного мнения как бы и не зависят (За исключением, пожалуй, двух операторов мобильной связи и торговой сети Метро). Хотя с другой стороны, у промышленных монстров из первой тройки больше ресурсов для осуществления этих самых проектов КСО. Да и влияние на окружающую среду и местных жителей у металлургических заводов и тепловых электростанций более значительно, чем у других компаний. Потому и заботятся, каким лицом они повернуты к народу, больше, чем все остальные.