Базовые отрасли промышленности, наверное, потому и считаются таковыми, что создают основу для роста и развития всей экономики страны. В том же Китае, пока занимались лишь обувками да одежками, их на мировых рынках никто серьезно не воспринимал. И лишь с тех пор, как мировые концерны, соблазненные дешевизной местной рабочей силы да лояльной политикой властей, начали переносить сюда производство всего, что только можно представить, в этой стране начался бурный период экономического развития. А сам Китай стал авторитетным игроком на мировой арене.
Наверное, по этой причине, наше правительство, столкнувшись с проблемами в экспортно-ориентированных базовых отраслях промышленности, начало заговаривать о том, что пора бы и помочь металлургам. Жаль что пока дальше разговоров дело не пошло. Все озаботились тем, как сократить валютные расходы на покупку импортного газа. А вот как поднять сбыт своей собственной продукции за рубеж - молчок. Всех нас уверяют, что стоит только вступить в Таможенный союз с ЕЭП, как все проблемы решаться сами собой. Сомневаюсь! Но ждать милостей от правительства - дело неблагодарное, а в ряде случаев - и вовсе бесполезное. Потому металлурги решили спасаться от нарастающего кризиса самостоятельно. И при этом спасают и смежные отрасли, о которых наше правительство тоже «печется». Правда, также на словах!
Из последних примеров такого «самоспасения» можно отметить недавнее соглашение металлургического комбината Запорожсталь с местным речным портом на поставку продукции в Черноморский и Средиземноморский регионы. На самом комбинате дела не ладились давно. Если 2010 год Запорожсталь закончила с 241,166 млн грн. прибыли, то уже в следующем, 2011 году получила 124, 084 млн грн. убытков. С начала этого года ежемесячные убытки Запорожстали составляли в среднем около 100 млн. После смены владельцев новый менеджмент принял предприятие с долгами, превышающими 4 млрд. грн. и начал кампанию по сокращению расходов. В первый же месяц работы комбинат принес 20 млн. грн. прибыли, а план дальнейшей экономии предполагает снижение расходов на 20 млн. долларов каждый месяц. Часть операционных улучшений касается и снижения транспортных затрат. Запорожские металлурги экспортируют в среднем 75-80 % своей продукции. Ранее продукция комбината загружалась в вагоны, доставлялась в морской порт, где перегружалась для дальнейшей транспортировки морем. Теперь сталевары будут осуществлять перевалку грузов судами Укрречфлота класса «река-море» через запорожский порт объемом до 30 тыс. тонн проката ежемесячно. Мореходам это также поможет более полно задействовать высокомеханизированный современный Запорожский речной порт, рассчитанный на 3 млн. тонн перевалки различных грузов. В перевозках будут использоваться и собственные суда Укрречфлота водоизмещением 3,5 тыс. тонн. Для осуществления перевозок между комбинатом и портом поданы заявки на использование 160 вагонов, половина из которых - собственность самого комбината.
Таким образом, Запорожсталь становится второй крупной компанией в стране, после агрохолдинга Нибулон, которая на практике возрождает систему внутренних грузовых перевозок реками Украины.