Мета-модель

Oct 10, 2008 00:02

Еще немного образовательной психологии. На этот раз про методику позволяющую улучшить взаимопонимание с людьми.



Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, че, тобы их иметь.
Клод Адриан Гельвецкий

В основу понятия МЕТАМОДЕЛИ положена идея о трех универсальных механизмах присущих мышлению, поведению и речи человека:

- Обобщение (умение откывать дверь шкафа рождает умение открывать дверь холодильника, тумбочки и серванта)
- Опущение (игнорирование лишней бесполезной информации)
- Искажение (преобразование информаци к легко воспринимаемому человеком виду)

Собственно Метамодель создана для того, чтобы при общении между людьми увеличить процент взаимопонимания за счет детализации обобщений, восполнения опущений и возвращения к первоначальной форме искажений.

Собственно метамодель предлагает замечать в речи особые слова (паттерны), которые могут при определенных условиях пониматься людьми по-разному, что в итоге приводит к непониманию, ссорам и конфликтам. Раскрытие метамодели (постановка уточняющих вопросов) позволяет этого избежать во многих случаях. Собственно привожу набор паттернов с примерами и вопросов к ним.

Части (паттерны) метамодели:

1. Неконкретные существительные и местоимения.

- А) Люди, вещи, места

- Мужчины бесчувственны
- Какие именно мужчины?

- Люди не любят меня!
- Кто именно тебя не любит?

- Мне тут рассказали историю ...
- Кто именно рассказал?

- Люди говорят так надо
- Кто именно говорит, что так надо?

- Б) Номинализация.

Это использование в речи слов очень высокого логического уровня ( см. пост про манипуляции). Практика показывает, что чем выше логический уровень, тем более по разному люди понимают слова.

Существует очень хороший тест на номинализацию: Можно ли это существительное положить в тачку и увезти?

- Он испытывает счастье.
- Как? Кто счастлив? Что ты понимаешь под счастьем?

- Свобода.
- Кто свободен делать/что/когда/с кем/как? Свободен от чего?

- Безопасность.
- Отсутствие какой опасности?

- Отношения полны доверия.
- В чем доверяет? Как именно проявляется это доверие?

- Любовь.
- Что для тебя любовь? В каких конкретных вещах, действиях, поступках, это выражается?

Другие варианты номинализации: свобода, счастье, любовь, дружба, надежда, отношения.
Любые абстрактные, неконкретные, понятия, высокого уровня значимости.

Разговаривают двое мужчин:

- Моя жена очень любит животных, особенно кошек и собак!
- А моя вегетарианка.

2. Неконкретные глаголы.

Почти то же, что и существительные. Означают процессы или действия, детали которых могут значительно варьироваться. Цель метамодели - выявить конкретный набор действий, типов поведения, подразумеваемых говорящим.

- Мои друзья полагаются на меня.
- Как именно они полагаются на вас?

- Я знаю, что вы думаете.
- Откуда именно вы это знаете?

- Он наверное мстит мне.
- Что именно он делает, что вы решаете, что он мстит?

В тему:

Два зэка:

- Ты за что сел?
- Жену бросил.
- Не свисти, я три раза бросал и ничего.
- Ты просто бросил, а я с 10-го этажа.

3. Модальные операторы.

Любые фразы связанные с долженствованием, обязанностью, необходимостью.

Выражения типа "я не могу" (невозможность), "я должен" (долженствование) и "я обязан" (необходимость), накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным.

- Я не могу добиться успеха.
- Что конкретно вам мешает его добиться? Что случилось бы, если бы вы добились успеха?

- Я должен быть совершенным.
- Кто говорит, что вы должны быть совершенным? Что бы случилось, если бы вы не были совершенны?

- Я обязан быть вежливым.
- а что произойдет, если вы не будете вежливы? С кем именно вы должны быть вежливы?

4. Универсальные количественные.

Универсальные слова типа "все", "никогда", "каждый", "всегда", указывают на сделанное сверхобобщение. Задавая вопрос можно дифференцировать членов группы более эффективно, что увеличит возможность выбора.

- Все мужчины жадные
- Какие конкретно мужчины жадные? Каждый мужчина которого вы встречали в жизни был жадным? Вы не можете вспомнить хотя бы одного, кто был щедрым?

- Всем на меня наплевать?
- Кому именно на вас наплевать? Даже вам самому наплевать на себя? Так какая тогда разница? Неужели не было ни одного человека, кто заботился о вас? Назовите для начала хотя бы одного.

Какие именно?
Сгустить краски еще больше.
Пример исключения из правил.

Две женщины, разговор:

- Все мужчины - ужасные донжуаны!
- Все?
- Да. Разве остальных можно назвать мужчинами?

5. Сравнение с умолчанием.

Быстрее, Выше, Сильнее

По сравнению с кем\чем?
Что для вас является критерием?

- Вася умнее
- Умнее, чем кто? Что является критерием ума?

- Наша продукция надежнее!
- Надежнее, чем что? Как вы измеряете надежность?

психо

Previous post Next post
Up