Цена предательства или некомпетентности.
Развитие событий на Украине и постоянные требования руководства этой страны компенсировать им какие-то расходы и затраты по различным статьям, вызвало необходимость поделиться с вами, дорогие читатели «Военного обозрения», истинным положением дел в этой области (по моей оценке).
С 1964 года мне по роду своей деятельности пришлось постоянно работать с предприятиями и воинскими частями, которые дислоцировались в нашей стране, за рубежом и на Украине. После защиты кандидатской диссертации меня назначили руководителем научно-исследовательской лаборатории в НИИ-33 (в настоящее время - это АО «ВНИИРА»). Первая моя командировка в Киев была связана с внедрением в производство ПО «Коммунист» ответчиков вторичной радиолокации «СОД-57» и антенных систем «ОРД». Я, еще молодой человек, прилетел в Киев, разместился в заводской гостинице и пошел знакомиться с городом. Вечером решил на небольшом теплоходе пройти по Днепру, чтобы посмотреть город со стороны реки. Теплоход отчалил, и экскурсовод начал на русском языке вести свой рассказ. Почему на русском, а не на «мове», я не понял. На теплоходе большинство было украинцев и надо было бы вести рассказ именно на «мове». И вот экскурсовод стал нам повествовать, что город Киев - это единственный город в мире, где строительство жилых домов ведется, в том числе, на намывных землях (это он имел в виду намывную часть острова в городе). Киев - это столица украинского государства, здесь в театрах ставятся спектакли по произведениям, как отечественных писателей, так и зарубежных: Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Толстого, Чехова, Островского. В театрах часто звучат произведения зарубежных композиторов: Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, Глазунова, Римского-Корсакова. В Конце экскурсии он показал пассажирам киевскую аврору - это катер, который был поставлен на береговом пьедестале Днепра. После того как теплоход причалил, я подошел к экскурсоводу и объяснил ему историю жилищного строительства на намывных землях. Поинтересовался, почему наши писатели и композиторы стали вдруг зарубежными. Экскурсовод удивленно посмотрел на меня и произнес: «У меня в тексте так написано. Я просто читаю. А, что это не так?» Я повернулся и по трапу сошел на берег. Вечер был испорчен.
Спустя 14 лет после начала моей работы в НИИ-33 в качестве Главного конструктора многих видов ВиВТ (принятых на вооружение) и Заместителя руководителя этого НИИ, меня по решению Правительства страны переводят для работы в Москву на должность одного из руководителей ГУ Минрадиопрома СССР. В нашей стране в этот период в состав ОПК входили девять министерств: оборонная промышленность; машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; судостроительная промышленность; радиопромышленность; электронная промышленность; промышленность средств связи; авиационная промышленность. В ведении моего и двух других ГУ Минрадиопрома СССР на Украине находились следующие предприятия. В Киеве: ПО «Коммунист» (Ларьков Г.И. в настоящее время это завод «Радар»), завод «Радиоизмеритель» (Федоров А.И.) и филиал НИИ-33 (Черинько В.А.).
Предприятия специализировались по выпуску бортовых РЛС, аппаратуры вторичной радиолокации, радионавигационной аппаратуры, систем инструментальной посадки, головок ракет «воздух-воздух», элементов на основе микроэлектроники, включая интегральные микросхемы, процессоры. Общая производственная площадь предприятий превышала 280 тыс. кв.м., численность ППС составляла более 22 тыс. специалистов. Для создания и вывода предприятий на производственные мощности, строительство корпусов, поставку оборудования и подготовку специалистов Минрадиопрому СССР пришлось подключить в городах Российской Федерации предприятия для оказания помощи.
В Хмельницком - заводы «Нева» (Радкевич А.А.) и «Новатор» (Курощенов А.Н.). Предприятия специализировались на выпуске аппаратуры Радиотехнических систем дальней радионавигации, бортовой аппаратуры летательных аппаратов корабельного базирования, радиолокаторов, аппаратуры командно-диспетчерских пунктов для аэродромов и аэропортов, блоков для телевизоров, магнитофонов, электрофонов и радиоприемников.
[/center]
На этих предприятиях города Хмельницкий трудилось более 19 тыс. специалистов. Общая площадь предприятий превышала 250 тыс. кв. м. Здесь также как и по предприятиям Киева, строительство и оснащение заводов «Нева» и «Новатор» производилось другими стабильно работающими хозяйствующими субъектами ГУ Минрадиопрома СССР, находящихся на территории Российской Федерации.
В Запорожье был создан и успешно работал завод «Радиоприбор» (Житник В.И.) Минрадиопрома СССР. На заводе трудилось более 11 тыс. специалистов. Производственные площади завода составляли порядка 120 тыс. кв. м. Аналогично с другими предприятиями этот завод строили, оснащали предприятия Минрадиопрома СССР, успешно работающие на территории Российской Федерации. Кадры для завода также готовились на предприятиях России. Продукция завода - а это элементы систем управляемых ракет, пусковые установки, стартовые площадки для Минобороны СССР. В гражданский сектор народного хозяйства страны поставлялись системы для ГАП.
В Днепропетровске был создан «Машиностроительный завод» (Стромцов Л.Н.) Минрадиопрома СССР. На данном предприятии также как и в Запорожье работало порядка 12 тыс. специалистов. Производственные площади тоже составляли около 120 тыс. кв. м. Продукция завода в части ВиВТ была аналогично Запорожскому предприятию. По гражданской продукции завод выпускал музыкальные центры.
Во Львове Минрадиопром СССР имел в ведении два предприятия: завод «Измерительных приборов» (Явич А.А.) и НПО «Карат» имени В.И. Ленина (Куценко Г.П., его в середине 80-х годов заменил Капустяк С.П.). Оба предприятия были заняты освоением для изделий ВиВТ миллиметрового диапазона волн, выпуском изделий зенитных комплексов, а также широкой номенклатуры товаров народного потребления. Общая площадь предприятий превышала 250 тыс. кв. м. Численность работающих специалистов находилась на уровне 19 тыс. человек.
Червоноградский радиотехнический завод (Пунько П.Е.) обеспечивал выпуск измерительных приборов, а также товаров народного потребления для нужд жителей Львовской области. Производственные площади предприятия составляли 80 тыс. кв. м., численность работающих специалистов была на уровне 3 тыс. человек. Завод специально создавали для обеспечения занятости населения Львовской области.
В Николаеве в ведении Минрадиопрома СССР находилось два предприятия: «Приборостроительный завод» (Богачев В.П.) и «Завод радиотехнического оборудования» (Брюханов Н.Г.). Производственные площади этих двух предприятий составляли 240 тыс. кв. м, численность работающих специалистов не превышала 18 тыс. человек. Продукция предприятий - это радиотехнические корабельные комплексы, системы АСУ и товары народного потребления. Как и вышеуказанные предприятия, эти заводы строились и укомплектовывались оборудованием за счет предприятий Минрадиопрома СССР, работающих на территории Российской Федерации.
В Одессе в ведении Минрадиопрома СССР находился НИИ «Шторм» (Чирков В.М.), задачей которого было выполнять исследования в области оценки тепловых режимов аппаратуры, систем, а результаты доводить до всех предприятий министерства. Институт имел производственные площади порядка 20 тыс. кв. м. В НИИ работало порядка 1 тыс. специалистов.
Таким образом, на Украине на 12 предприятиях Минрадиопрома СССР, которые имели производственные площади 1420 тыс. кв. м. трудилось более 105 тысяч специалистов. Работой предприятий ОПК страны руководил «Оборонный отдел ЦК КПСС». Это помимо Главных управлений Министерств, самих Министерств, «Военно-промышленной комиссии» и Секретаря ЦК КПСС. В 80-х годах «Оборонный отдел ЦК КПСС» возглавляли генерал-майор И.Д. Сербин и О.С. Беляков. В «Оборонном отделе ЦК КПСС» за работу Минрадиопрома СССР отвечал руководитель сектора Г.В. Савастеев.
Меня на работу в Минрадиопром СССР в конце 70-х годов принимал И.Д. Сербин. Беседа была долгой, хотя с Игорем Дмитриевичем я был лично уже знаком. Мне приходилось с ним встречаться на заседаниях ВПК. Как Главному конструктору несколько раз мне приходилось делать доклады по новым видам ВиВТ, которые задавались для разработки в НИИ-33. В процессе беседы заведующий отделом интересовался моей личной позицией по развитию предприятий ГУ, знанием специалистов на этих предприятиях, их квалификацией, моими отношениями с заказчиками, уровнем развития отечественных систем, предприятий по сравнению с зарубежными и т.д. Вот так нас подбирали для работы в Правительстве.
Уже позже мне стало известно, как высоко оценили военные специалисты США те системы, которые создавались при моем участии. Это случилось, когда МиГ-25П попал к ним в результате перегона, а МиГ-25Р и МиГ-25РБ выполняли специальные задания в Египте в 1972-1973 годах. МиГ-31П продемонстрировал свое превосходство по каналам связи при испытаниях на полигоне «Балхаш». Это сравнение специалисты США отразили даже в открытой печати - Washington report. March. 1979.13.
Стоимость ввода в эксплуатацию 10 тыс. кв. м производственных площадей составляет порядка 25 млн. дол. США по экспертным оценкам. Таким образом, ввод на Украине 1420 тыс. кв. м. производственных площадей на 12 предприятиях обошелся Минрадиопрому СССР в 35 500 млн. дол. США. Это без учета оборудования и стоимости подготовки специалистов (стоимость оборудования увеличит эту цифру, как минимум, еще на порядок). Если эту величину увеличить еще, хотя бы в 9 раз, по числу оборонных министерств в стране, то получится в итоге стоимость предательства или не компетентности тех государственных деятелей, которые вывели из состава страны Украину, сохранив там оборонные предприятия. Вот приблизительная цена лозунга: «Берите суверенитета столько, сколько сможете …».
Видимо прав был И.В. Сталин, когда говорил: «Национализм страшное явление и его надо держать в железной узде». Россия всегда славилась предателями всех мастей. Одни сдавали врагу воинские подразделения, включая армии, другие старались нанести удар в спину тому, кто отстаивал независимость государства, укреплял предприятия, развивал регионы, третьи за деньги или убеждения передавали неприятелю закрытые сведения, не подлежащие широкой огласке и т.д. Есть еще разновидность предательства, заключающаяся в том, что ряд ученых готовят программы экономического развития, реформирования отраслей. Но они это делают так, что внедрение их в практику приведет к развалу экономики, армии, образования, регионов, городов и государства в целом. В нашей стране выбранный путь реформ привел к ликвидации по оценке, появившейся уже в печати, 20% созданных ранее хозяйствующих субъектов. А сколько было загублено при внедрении этих программ жизней людей? Данные программы, конечно, можно отнести к некомпетентности их инициаторов и авторов. Но эти авторы еще живы в настоящее время и не понесли никаких наказаний за содеянное предательство.
Совсем недавно Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус заявил, что из 1478 предприятий Украины останется не приватизированными (государственными) только 551. Остальные будут приватизированы компаниями и частными лицами США. Это что невозможно было просчитать тем лицам, которые разрабатывали Правительству нашей страны программы 500 или 400 дней для развития экономики. И одновременно по их программам вводился в нашей стране дефицит продуктов для увеличения роста недовольства населения существовавшим укладом жизни с целью ускорения проведения предлагаемых некомпетентных реформ. В эту компанию предателей стоит отнести и тех, кто в основной закон страны (по указанию США) прописывал главенствующую роль международного права над законами нашего государства. Попробуйте, уважаемые читатели, найти среди развитых государств такие, в которых министры, в том числе иностранных дел, губернаторы и чиновники государственного уровня уезжают после отставки на ПМЖ в недружественные страны? Такие страны вы не найдете. А у нас это принятая норма.
Как известно, вся документация по ВиВТ, находившаяся на предприятиях Украины и принадлежавших в свое время Минрадиопрому СССР, была передана для исследования в США. Это относится и к другим оборонным министерствам бывшего СССР. Это еще одна статья для оценки стоимости предательства. Для пояснения можно констатировать, что теперь военным экспертам США и НАТО известны данные о стоимости ВиВТ, виды которых выпускались на оборонных предприятиях Украины. Также им стали известны все технологические процессы для изготовления этих ВиВТ, сложившаяся кооперация, персональные данные о специалистах и т.д.
При создании и развитии завода «Радиоизмеритель» меня все время призывали передать туда на изготовление запросчики и ответчики системы Государственного опознавания «Пароль» и бортовую аппаратуру командных радиолиний управления. Но по каким-то причинам я находил доводы, чтобы подключить для этой работы только предприятия, находящиеся на территории Российской Федерации. В этом мне помог «Оборонный отдел ЦК КПСС» (О.С. Беляков и Г.В. Савастеев). И как я оказался прав! За короткое время необходимо было изготовить десятки тысяч запросчиков и ответчиков для армии. Поэтому были подключены десятки предприятий для их изготовления и гарантийного обслуживания, но только на территории Российской Федерации и один завод в Белоруссии. Ответственность была высока так, что один раз совместно с Генеральным конструктором этой системы нам пришлось докладывать Министру обороны страны Д.Ф. Устинову о ходе внедрения данной системы во всех видах Вооруженных Сил страны. Одновременно с внедрением системы «Пароль» в 1981 году по решению Правительства страны были проведены масштабные военные учения, в которых были задействованы 3 военных округа: Черноморский ВМФ и две воздушные армии.
По решению Правительства страны и приказа Министра обороны страны руководил учением Маршал Е.Я. Савицкий, а от промышленности для координации деятельности всех предприятий был назначен я. Учения проводились порядка 3-х месяцев. Штаб Одесского военного округа (генерал-полковник Волошин И.М.) являлся центром руководства учениями. Маршал находился в штабе, там же находились и мы с Мостюковым И.Ш. Автомобильный транспорт, приданный мне для оперативной работы специалистов предприятий, размещался в НИИ «Шторм», самолет АН-26 находился на аэродроме. За время испытаний я очень обстоятельно познакомился с отдельными районами Украины, Одессой и директором НИИ «Шторм». Ежедневно в штабе подводили итоги испытаний, намечали дополнительные мероприятия, оценивали действия подразделений. Маршал Е.Я. Савицкий, человек суровый и требовательный, к нам с Мостюковым И.Ш. относился с уважением. Видимо он чувствовал наше отношение к делу и профессионализм. Со мной он даже поделился своим изобретением по ликвидации воздушных шаров противника и проверки отсутствия мин на аэродромах, которые Красная Армия захватывала у фашистов при наступлениях. Иногда меня он приглашал сходить с ним в Одесский оперный театр. Тогда наши беседы касались гражданских тем и его рассказов о боевых операциях. За создание Системы государственного опознавания «Пароль» Маршал ЕЯ. Савицкий был удостоен Ленинской премии.
Я связался с руководителями бывших предприятий на Украине, подведомственных Минрадиопрому СССР. Эти предприятия уже давно не выпускают ту продукцию, для которой их создавали и развивали. Численность специалистов на них сократилась во много раз. Оставшиеся специалисты заняты изготовлением сушильных шкафов для овощей и фруктов, крепежа, изоляторов, силовых щитов и т.п. Руководители предприятий понимают, что осенью уже этого года у них будет уже новый собственник - США. Что потребует выпускать этот собственник на этих предприятиях, где уже утрачены оборудование, кадры, технологии, думаю, известно - например, сланцевый газ. Вот так после Великой Отечественной войны наши родители восстанавливали народное хозяйство. Нам досталась доля развивать и укреплять народное хозяйство страны, а детям наших сверстников, проживающих на Украине, хоронить захваченные у СССР предприятия. Наступило время ФАРСА.
Автор Ю.Г. Шатраков