Историческое - 2009 год.

Sep 06, 2016 15:18




ПО НАВОДКЕ ИЗ УКРАИНЫ. КИТАЙ ПОКУПАЕТ У НАС ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИЦЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РАКЕТ

В конце октября Украина и КНР подписали соглашение о расширении сотрудничества в сфере оптико-электронных и инфракрасных систем. По данным «ДС», за этим сложным названием кроются передовые разработки столичного ЦКБ «Арсенал», задействованные в производстве инфракрасных головок наведения для авиаракет и нашлемных систем целеуказания для военных летчиков.

Соглашение было подписано во время визита в нашу страну правительственной делегации КНР. С украинской стороны документ завизировали директор Национального космического агентства (НКАУ) Александр Зинченко, главный конструктор казенного предприятия СКБ «Арсенал» (г. Киев) Николай Лихолит и директор «дочки» «Укрспецэкспорта» - госкорпорации «Укринмаш» Дмитрий Перегудов, с китайской - директор Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (Сhina Aerospace Science and Industri Corp. или CASIC) Сюй Дажче и другие официальные лица.

В НКАУ не комментируют сути достигнутых договоренностей, но утверждают, что сотрудничество в данном направлении длится уже не первый год. В минувшем месяце некоторые аспекты украинско-китайского сотрудничества в области применения оптико-электронных и инфракрасных систем появились в российской печати. Поводом для огласки стала демонстрация на параде, приуроченном 60-летнему юбилею основания КНР, мобильных баллистических ракет средней дальности DF-21C (2500 км) и крылатых ракет наземного базирования КРНБ CJ-10Zai (ChangJiang-10, или «Длинный меч») с дальностью 2200 км. По данным российских СМИ, прототипом CJ-10 стала крылатая ракета «Коршун», созданием которой занимается днепропетровское КБ «Южное». Кроме того, Украина и Кыргызстан помогли CASIC построить в Шанхае завод по производству систем навигации и наведения для таких ракет. После этого КНР запустила спутник связи системы SATCOM с высокозащищенной линией передачи данных, которая используется для наведения CJ-10 как наземного, так и воздушного базирования. В последнем случае носителем комплекса CJ-10А является средний бомбардировщик H-6K.

Столичное ЦКБ «Арсенал» - признанный в мире разработчик навигационной аппаратуры для космических кораблей. Достаточно сказать, что со времени полета в космос Юрия Гагарина все пуски ракет-носителей с космодромов Байконур, Плесецк и Капустин Яр совершаются с помощью аппаратуры начальной ориентации, разработанной в Киеве. Но не менее известны в узких кругах военных специалистов и инфракрасные головки самонаведения для ракет ближнего воздушного боя Р-60, Р-60М, Р-73. Последняя, в натовской терминологии АА-11 Archer («Лучник»), считается в своем классе одной из лучших в мире. Головки самонаведения, разработанные в ЦКБ «Арсенал», также используются в переносных зенитных ракетных комплексах «Стрела-3» и «Игла-1».

Однако активность, которую Поднебесная в последнее время демонстрирует в сотрудничестве с авиакосмической промышленностью Украины, все же позволяет сделать вывод, что разработанные у нас оптико-электронные и инфракрасные системы КНР интересуют преимущественно для внедрения в производство авиационных ракет ближнего боя. Особый интерес для военных Поднебесной могут представлять технологии производства инфракрасных головок самонаведения для авиаракет, которые действуют в одной системе с радиолокационными и оптико-электронными комплексами захвата цели, а также нашлемными системами целеуказания.

Разработанная на «Арсенале» НСЦ «Щель-ЗУМ», установленная на истребителях МиГ-29 и других самолетах советского производства, обеспечивает ускоренное наведение ракеты Р-73 на цель за счет отслеживания ее поворотом головы летчика. Информация о готовности ракет к пуску выводится летчику на нашлемное устройство. При относительно близких технических характеристиках истребителей и перехватчиков, которые находятся на вооружении ведущих стран мира, применение таких систем в воздушном бою дает их обладателям неоспоримое преимущество. Ведь они позволяют атаковать противника под углом до 90 градусов без доворота самолета на мишень.

Как уже сообщала «ДС», в последнее время КНР прилагает большие усилия для наращивания своего боевого авиапотенциала. Примером тому служат договоренности в сентябре между запорожским моторостроительным КБ «Ивченко-Прогресс» и китайской компанией HAIG (Hongdu Aviation Industry Group) о поставках двух опытных образцов двигателей АИ-222К-25Ф для учебно-тренировочного самолета L-15 Falcon. «ДС» ранее уже писала, что эта машина претендует на то, чтобы стать одной из лучших в мире в своем классе, и может использоваться не только для тренировок летчиков, но и боевых вылетов. В Запорожье не скрывают, что вслед за поставками готовых двигателей они научат китайских коллег производить и свои собственные по украинской лицензии.

Можно предположить, что по такой же схеме движется и сотрудничество между ЦКБ «Арсенал» и CASIC при посредничестве экспортера вооружений «Укринмаш». Таким образом, вслед за технологиями производства авиадвигателей Китай при поддержке Украины хочет обзавестись полным набором технологий изготовления оптико-электронных и инфракрасных систем, которые применимы как в мирном завоевании космоса, так и в системах навигации боевых самолетов и ракет.



ВТС, Р-73, КП ЦКБ Арсенал, Китай, ПЗРК, ГСН, Укроборонпром, Україна

Previous post Next post
Up