НКМЗ

Mar 31, 2016 09:39




Владимир ЗУЕВ,
обозреватель "ОГ"
Краматорск



Славный юбилей завода!
Шестьдесят лет назад, 23 февраля 1951 года, приказом директора Новокраматорского машиностроительного завода Ивана Трофимовича Катеринича, для создания наземного оборудования боевых и космических ракетных комплексов, на НКМЗ было создано спецпроизводство, объединившее группу цехов и Головное специализированное конструкторско-технологическое бюро (ГСКТБ) в единое целое.
Но начало военному производству на заводе было положено раньше, ещё в сентябре 1934 года, после подписания наркомом тяжелой промышленности Серго  Орджоникидзе приказа о зачислении НКМЗ в список действующих предприятий.



И уже в 1936 году завод освоил выпуск 203-мм гаубиц на гусеничном ходу с максимальной дальностью стрельбы 18 км, поступивших на воо­ружение артполков резерва главного командования (РГК) и, позднее, широко применявшихся во всех крупных наступательных операциях Великой Отечественной войны. Это они, в июне 1945 года, участвовали в Параде Победы на Крас­ной площади Москвы, а 7 ноября 1945 года - в Параде Победы над Япо­нией в Уссурийске.
В 1937 году на заводе было сформировано спецуправление. К цехам спецуправления относился, в частности, механический цех №5, который называли орудийным, потому что здесь обрабатывали стволы для морских и береговых орудий. Здесь же, в орудийном цехе, вытачи­вали и гребные валы. Систему особого качества обеспечивал строгий контроль органов безопасности. А механический цех №10 был переориентирован на изготовление продук­ции оборонного значения - корпусов фугасных бомб и торпед.
В конце 30-х годов прошлого века НКМЗ привлекли к выполне­нию заказов по кораблестроительной программе III пяти­летки. Завод изготовил для линкоров типа «Советский Союз» систему с опытным стволом Б-37. Три ствола Б-37, установленные на судне, оставались наведенными на цель при любой качке.



В начале 1941 года НКМЗ изготовил первый опытный образец сверхмощного железнодорожного артиллерийского транспортера. Предполагалось развернуть их серийное производство, однако война сорвала эти планы.
После Великой Отечественной войны на НКМЗ в кратчайшие сроки были разработаны, изготовлены и испытаны сложнейшие агрегаты, благодаря которым взлетали боевые и мирные ракеты с космодромов Байконур и Мирный, испытательных полигонов Капустина Яра, Приозерска, Семипалатинска и Телембы.
В 1952 года бригада заводских специалистов выехала на полигон Капустин Яр, расположенный в Астраханской степи, для монтажа и обслуживания первых ракетных установщиков. Сейчас там уютный военный городок, а в те времена, кроме захудалой деревушки, ничего не было. Это был первый боевой запуск ракеты Р-1 ОКБ-1 Сергея Королева. В конце 1954 года правительство СССР приняло решение о строительстве нового космодрома. Выбор пал на Казахстан - район Тюра-Там. В это же время было принято решение о строительстве научно-испытательного полигона для войск ПВО (Приозерск) в казахской степи Бет-пак-дала (голодная степь) вблизи озера Балхаш.
Резко континентальный климат (от -40 градусов зимой до +40 летом), степь, солончаки, песок, колючки, ветер, пыльные бури  создавали невыносимые условия для жизни и работы. Но заводские конструкторы, шеф-инженеры, монтажники и военпреды работали месяцами в этих диких краях.
27 августа 1957 года в газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании сверхдальней многоступенчатой ракеты. Знаменитая королевская «семерка» (Р-7) ликвидировала понятие недоступности территории вероятного противника для ракетно-ядерного оружия СССР.
Затем был первый искусственный спутник, первый полет Юрия Гагарина. И везде использовалась военная техника, создаваемая и гением работников НКМЗ.
При разработке ракетного комплекса Р-16 перед КБ стояла задача не только выдать из­делие смежным организациям, но и соединить в единый тех­нологический рабочий цикл агрегаты и системы, обеспечива­ющие транспортировку и установку, заправку и предстарто­вые проверки ракеты перед пуском. Это было началом созда­ния ракетно-ядерного щита Советского Союза. На первый план вышли задачи изготовления и испытания межконтинентальных баллис­тических ракет и оборудования для обеспечения их пусков.
Началось создание шахтных пусковых комплексов и всего тех­нологического оборудования, входящего в комплекс. НКМЗ получил правительственное задание на производство установщи­ков для обеспечения опускания ракет в шахту и изготовление защитных устройств шахтных пусковых установок (ШПУ) или, как иначе их называют, «крыш», способ­ных выдержать ядерный взрыв на расстоянии 100-150 м от эпицентра.
Вначале конструкторы и технологи спецпроизводства изготавливали продукцию по чертежам московских проектных организаций, но затем перешли на оригинальное проектирование сложнейших механизмов, насыщенных гидравликой, электроприводом и автоматикой. Самостоятельно были разработаны агрегаты пускового оборудования для целого ряда стратегических межконтинентальных ракет, а также уникальнейшее оборудование для лунника Н-1, для комплекса «Энергия» с челноком «Буран» и для других комплексов. Механизмы, созданные в спецпроизводстве НКМЗ, конструировались впервые в мире и являли собой концентрацию мощного творческого интеллекта и высочайшей ответственности.



Новокраматорский  гигант машиностроения обеспечивал своим оборудованием все космические старты Советского Союза. С помощью специальной наземной техники, изготовленной заводом, были проведены успешные пуски ракеты-носителя «Протон», доставившей станции «Салют» и «Мир» на околоземную орбиту. Для исследований дальнего космоса Луны, Марса, Венеры были запущены космические аппараты «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», спутники телевидения, связи и другие аппараты.
Оборудование НКМЗ сопровождало все пуски ракеты-носителя Н-1 (Лунная программа), не сделав в обеспечении проблемного аппарата ни одного сбоя. Новокраматорцы участвовали в программе «Интеркосмос», в программе «Союз-Аполлон». Сколько бессонных ночей, споров, творческих находок стоят за успехом 1050 ракет-носителей и 1187 межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности, за испытаниями на Байконуре 40 основных типов ракет и более 80 модификаций космических аппаратов, знают только создатели транспортировщиков-установщиков. И сейчас во Всероссийском выставочном центре (бывшая ВДНХ СССР) в Москве можно увидеть устремленную в зенит громадную ракету. Ее поднял в вертикальное положение установщик НКМЗ.
С 1972-го новокраматорские оборонщики начали работать с генеральным конструктором фирмы «Алмаз» Борисом ВасильевичемБункиным, одним из главных героев создания противовоздушного щита (комплексы ПВО С-75 «Двина», С-125 «Печора», С-300 «Фаворит» и новейший С-400 «Триумф»)
Под руководством Бункина как раз создавался шедевр зенитного ракетостроения - С-300. Возможности «Фаворита» затмили славу аналогичного комплекса «Patriot», разрекламированного США во время операции «Буря в пустыне».
Новая система ПВО была принята на вооружение в 1979 году, опередив на два года, созданную в США для аналогичных целей, систему «Patriot». Наши военные, ученые и производственники выиграли и по времени, и по качеству - комплексы получились надежнее и эффективнее иных других. Важнейшей частью зенитно-ракетного комплекса являлся, так называемый, антенный пост - «глаза и уши» противовоздушной и противоракетной обороны.
Вышки Ф10, 40В6, 40В6М (высота 25 м), 40В6МД (высота 39 м), предназначенные для размещения антенного поста РНП (радиолокатор наведения и подсветки) комплекса ПВО С-300, также  изготавливали на НКМЗ.
Вышка 40В6М без дополнительных креплений выдерживала ветер скоростью до 30 м/сек, а с использованием противовесов - до 50 м/сек. Во время испытаний в условиях ядерного взрыва машина лишь подпрыгнула и вновь опустилась на точки опоры. Многие специалисты отмечали, что по оригинальности, глубине и качеству проработки инженерных решений семейство вышек 40В6 является венцом творения конструкторов Новокраматорского завода.
Для того же комплекса ПВО С-300 были созданы заряжающие машины 5Т99 и 22Т6.
В 1985 году за создание агрегатов Ф10, 40В6, 40В6М и 40В6МД для ЗРК С-300П работникам завода Ю.И. Попову, Н.Г. Артеменко, И.М. Маркову, Е.А. Мацегоре, В.А. Александрову, В.Ф. Прийменко, И.А. Сорокину, С.Г. Головченко иначальнику 1565 Военного представительства МО СССР полковнику Д.П. Бармину была присво­ена Государственная премия СССР.



Кроме специального подъемно-транспортного оборудования Новокраматорский завод долгие годы выпускал для инженерных войск аварийно-спасательные машины АСМ и ИМР на базе танка Т-72 различных модификаций. Их было изго­товлено более 2000. Эти машины наделены множеством фун­кций. Они способны прокладывать пути на среднепересеченной местности, в мелколесье, на снежной целине, на косого­рах. Они валят деревья, корчуют пни, устраивают проходы в лесных и каменных завалах. Надежность этих машин подтвер­ждена при ликвидации землетрясения в Армении и боевых действиях в Афганистане. Через две недели после аварии на Чернобыльской АЭС заводские ИМР-2М были в Припяти. Если в ходе афганской войны все идущие по поверхности ма­шины гидро- иэлектрокоммуникации были защищены бро­ней, то в Чернобыль машина пошла, оснащенной свинцовой защитой с увеличением радиационной защищенности в 1000 крат.
Элиту НКМЗ, состоящую из конструкторов, технологов, рабочих-специалистов высочайшего класса, испытателей и наладчиков, поименно знали в Кремле и на всех военных объектах и полигонах Советского Союза. Это была одна дружная семья, готовая для укрепления обороноспособности любимой страны сделать все возможное, а если потребуется и невозможное. Страна знала и ценила своих героев. И не зря НКМЗ называли тогда «Отец заводов - сын страны!»
Высокие зарплаты и бесплатные квартиры, санатории и дома отдыха; детские садики и пионерские лагеря - все это считалось «само-собой» разумеющимся и воспринималось как должное. Кстати, за квартиры, которые получали заводчане, приходилось платить в месяц не более десяти рублей, при средней зарплате 300 - 400 рублей в месяц. На Заводе работали лауреаты государственных премий, Герои Советского Союза и Социалистического труда, прославленные коллективы, состоящие из кавалеров награжденных орденами и медалями СССР. В спеццехах,  отделах и службах завода работали талантливые инженерно-технические работники и рабочие, умевшие кроме всего прочего, «держать язык за зубами».
Одну из главных ролей в обеспечении качества выпускаемой заводом военной техники играли военные представительства. Являясь подразделениями Министерства обороны, они были полностью независимы от руководства завода. Обладая широкими полномочиями, военные представители (военпреды) контролировали производство военной техники на всех стадиях её изготовления - начиная с опытно-конструкторских работ и заканчивая полигонными (войсковыми) испытаниями.
На НКМЗ были аккредитованы три военных представительства - Ракетных войск стратегического назначения, войск Противовоздушной обороны, Инженерных войск.
Ответственная работа военпредов была залогом попадания в войска качественной военной техники.
О важности работы военпредов писал в своих воспоминаниях Николай Дмитриевич Яковлев - советский военачальник, маршал артиллерии. С 14 июня 1941 по 1946 г.г. он был начальником Главного артиллерийского управления РККА. Яковлев вспоминал:
«Один из наших артиллерийских заводов за годы войны дал фронту тысячи дивизионных, танковых и противотанковых пушек. Возглавлял его Герой Социалистического Труда А. С. Елян, один из крупнейших организаторов производства. Но в один из периодов Елян поставил перед ЦК ВКП(б) вопрос о снятии с его завода военной приемки. Мотивировал свою просьбу тем, что военная приемка - лишняя инстанция на заводе, которая мелочными придирками сдерживает выпуск продукции. А с ее снятием Елян обещал, не снижая качества, увеличить выпуск вооружения, даже снизить его себестоимость.
Доводы директора завода звучали вроде бы убедительно, и военную приемку отозвали. И что же? Почти сразу же на завод пошли рекламации на низкое качество продукции. Пришлось выслать туда компетентные комиссии. Расследование причин брака показало, что аппарат ОТК завода не справился со своими задачами. Пришлось Еляну бить, как говорится, отбой, вновь просить к себе военную приемку. С тех пор разговоры о «ненужности» военной приемки прекратились…»
Исчезновение заказов спецтехники на 1992 год, отказ уже несуществующего государства от изготовленных и изготовляемых в 1991 году машин поставили спецпроизводство и завод в тяжелое, казалось бы, безвыходное положение. Стал вопрос о расформировании спецподразделений. Однако последнего не произошло - новокраматорцыпровели конверсию самостоятельно, без участия государства. Спецпроизводство было переориентировано на изготовление сугубо гражданской продукции, не отказываясь в то же время помогать соседней России в поставке военной продукции. Но геополитическая переориентация Украины, происшедшая после декабря 2004 года, заморозила отношения НКМЗ с российскими оборонщиками. И в декабре 2006 года спецпроизводство Новокраматорского машиностроительного завода было расформировано.
Раньше бытовала присказка, что НКМЗ способен изготовить все - от иголки до космического корабля. Сегодняшней Украине космические корабли не нужны. А это значит, что, лишившись громадного научно-технического потенциала конструкторов, инженеров и рабочих специалистов высочайшей квалификации спецпроизводства НКМЗ, мы сделали еще один шаг в прошлое.
В Европейском сообществе, в которое мы так стремимся, высокотехнологичная продукция краматорскихмашиностроителей, способная конкурировать с западными производителями, никому не нужна. Распахнутые Россией для совместного военно-технического сотрудничества ворота мы самонадеянно закрыли, которые только сейчас начинают приоткрываться.
Но как говорят - еще не вечер! И завод, который сумел найти себя в сложных условиях рыночной экономики, наверняка способен в короткий срок восстановить свой военно-промышленный потенциал, для оказания технической поддержки нашим соседям и братьям россиянам.
Давайте вспомним, что когда мы были вместе - мы всегда побеждали. Вместе побеждали в гражданской войне, вместе строили советскую страну, вместе били и победили фашистов и их прихвостней, вместе запускали ракеты и осваивали космос.
И только сегодня нас разъединяют национализм и правители, почувствовавшие себя, после распада Союза, самодержцами. Но ничто не длится вечно, и наши красные звезды ещё засияют на мировом небосклоне.
Со славным юбилеем всех работников завода, ковавших оборонный щит Советского Союза!
С Днем Советской армии военных представителей 1565, 418 и 3703 Военных представительств Министерства Обороны СССР, всех военнослужащих непобедимой Красной армии!
С Днём Защитника Отечества!
Владимир Зуев, подполковник,
руководитель группы 1565 ВП МО
в 1989 - 1993 г.г.18.02.11.



С-125, Т-72, ДКАУ, Смерть ворогам!, ДП Південмаш, РЛС, ЗРК, Санкції, Укроборонпром, Війна, Україна, Не забудем не простим!, С-300, КБ Південне, монголокацапы, ППО

Previous post Next post
Up