ПОЛЕТ ПО НИСХОДЯЩЕЙ: РОССИЮ ВЫДАВЛИВАЮТ ИЗ КОСМОСА

Mar 02, 2016 16:03




Российская космонавтика сейчас переживает один из самых трагических моментов своей истории, сравнимый разве что с полной разрухой 90-х годов.


Одновременно на российские космические предприятия, благодаря недальновидности руководителей, свалился целый комплекс стратегических проблем, решение которых назначено на ближайшие несколько лет.Так, изначально принятая программа по импортозамещению превратилась в лихорадочный поиск новых поставщиков. Проект целого семейства ракет "Ангара" съежился до двух типов ракет, которые оказались значительно дороже первоначальных планов. А позиции на рынке коммерческих услуг ухудшаются на фоне новый разработок в США и санкций Запада, который постепенно отказывается от услуг России. Даже уникальная монополия России на пилотируемые запуски к МКС уже в следующем году может прерваться, в то время, когда для создания спутника Россия вынуждена заказывать 90% всей электроники за рубежом.

"Дети" Королева
Главный сегмент российского ракетостроения - это модернизированные ракеты советских разработок - "Союз" и "Протон". Именно они используются для обеспечения работы Международной космической станции и коммерческих запусков, составляющих большую часть всех российских космических пусков.

Даже учитывая тот факт, что российский коммерческий оператор, дочерняя компания Космического Центра им. М.В. Хруничева International Launch Services, не попала под санкции, она ощущает весомые потери заказов на запуски. Причинами стали постепенный отказ Запада от услуг России на фоне ее агрессии в Украине, а также усиленная конкуренция со стороны Европейского космического агентства, NASA и частной американской компании SpaceX.



Причины падения спроса на пуски с помощью "Протона-М", озвучил сам генеральный конструктор ГКНПЦ м. Хруничева Александр Медведев летом прошлого года.

"В отличие от предыдущих лет, за последние три года замедлился рост массы космических аппаратов, на которые мы рассчитывали, особенно в определенном диапазоне. Вес спутников стал снижаться, так как стали появляться электрореактивные двигатели. Это позволило разработчику снижать массу полезной нагрузки. Получилось, что востребованность в больших энергоподъемных характеристиках "Протона" снизилась", - признался Александр Медведев, сетуя на то, что заказчики устремились к более дешевым ракетам Falcon от SpaceX.

Для сохранений позиций на рынке России пришлось даже прибегнуть к "агрессивному маркетингу". Так, в сентябре 2015 года компания объявила о снижении цены на пуск не только для будущих клиентов, но и на уже заказанные пуски, снизив стоимость на 25%. Новая цена запуска "Протон-М" теперь 65 миллионов долларов. Кроме того компания готова перенести пуски на более поздний срок по желанию заказчика.

Примечательно, что стоимость пуска "Протон-М" уже не в первый раз испытывает колебания. В конце 90-х годов этот ракетоноситель с разгонным блоком стоил 65-80 миллионов долларов. В 2004, в рамках борьбы за клиентов, стоимость была снижена до рекордных 25, чтобы спустя шесть лет подняться до своего максимума в 200-300 миллионов долларов и вновь начать падение.
Показательно и количество российских пусков, которые начиная с 2010 года неуклонно росли, с 23 до 27 в 2013 году. Из них 9-11 были коммерческими, а 8-9 совершались для обслуживания Международной космической станции. Но начиная с агрессии России в Украине количество пусков пошло на убыль. В 2014 году было совершено 26 пусков, из них - 4 коммерческих, а в 2015 - только 17, из них коммерческих - 4.
Запад решил ограничить сотрудничество с Россией и в проекте использования ракет "Союз-СТ-Б" с космодрома Куру, во Французской Гвиане, которые с 2014 года три раза использовались для вывода аппаратов европейской навигационной системы Galileo.

В 2016 году Европейское космическое агентство решило отказаться от сотрудничества с Россией. В этом году будет совершен только один запуск российской ракеты, после чего для запуска спутников Galileo будет использован Ariane-5.

"За раз европейский носитель тяжелого класса способен вывести на орбиту четыре аппарата Galileo, в отличие от российской ракеты среднего класса, которая может вывести только два спутника", - объяснил решение глава Европейского космического агентства Йоханн-Дитрих Вернер.
Важно отметить, что объяснить действия ЕКА с точки зрения экономии достаточно сложно, ведь стоимость пуска "Союз-СТ-Б" порядка 80 миллионов долларов, в то время как запуск ракеты Ariane-5 обходится около 190 миллионов долларов. Кроме того, европейцы не только готовы переплачивать, но и ставят под вопрос существования всей программы "Союз на Куру", для которой был построен новый стартовый комплекс.
Несмотря на первоначальное предложение российского вице-премьера Дмитрия Рогозина отправлять США своих астронавтов на батуте, Россия все же решила остаться в проекте МКС до 2024-2025 годов. Но сохранить свое уникальное монопольное положение доставщика экипажей "Роскосмос" сможет только до 2017-2018 годов. Пока Starliner (CST-100) от Boeing и Dragon-V2 от SpaceX, не начнут пилотируемые миссии.
В тоже время зависимость МКС от российских космических грузовиков "Прогресс" также продолжает снижаться на фоне все более частых полетов частных кораблей Dragon и Cygnus.

В свою очередь "Роскосмос" продолжает вынашивать планы о собственной космической станции, которая должна начать функционировать, по предварительным планам, в 2024 году. Ее основой должны стать три модуля, которые Россия собирается добавить к своему сегменту МКС после 2017 года. Сама идея "национальной станции" неоднократно подвергалась в России резкой критике, в том числе и в вопросе нахождения средств на такой дорогостоящий проект.

Новые разработки
Несмотря на санкции, Россия продолжает разработку своих новых космических систем - семейство ракетоносителей "Ангара" для замены "Союзов" и "Протонов", а также новый космический корабль "Федерация".

На данный момент успехи в их разработке далеки от первоначальных планов, которые были сформированы в конце 2000-х годов. Так, первые тестовые пуски "Ангары" были сдвинуты на 9 лет, до 2014 года.

О целесообразности разработки "Ангары", как замены "Протона" красноречиво говорит тот факт, что возможности тяжелой версии "А5" по запуску груза на низкую опорную орбиту лишь на 1-2 тонны выше, чем у разработки времен Королева. При этом цена пуска "Ангара-А5", как признался ее конструктор Александр Медведев, на 30-40% дороже, и это разница будет устранена лишь к 2025 году.

В тоже время сроки испытаний нового семейства ракет продлятся до 2020 года. А размещение на "Ангаре" пилотируемого корабля будет возможным лишь после 2021 года, признался генеральный конструктор Центра им. Хруничева. А значит ближайшие пять лет Россия будет вынуждена продолжать пуски "Союзов", детища легендарного уроженца Житомира, Сергея Королева.
На фоне все еще отсутствующего нового ракетоносителя, весьма неспешным темпом продвигаются в России и работы над новым космическим кораблем, получившим название "Федерация". И именно в нем, в отличие от других наработок, Россия полностью ощутила весь гнет программы "импортозамещения" из-за обширного использования зарубежной электроники. Как и в случае с "Ангарой", сроки были кардинально сдвинуты, от первоначального 2015 года для беспилотного и 2018 года для пилотируемого, до 2021 и 2024 годов соответственно.
Дело в том, что экспорт любой продукции, военного или двойного назначения в США регулируется нормами International Traffic in Arms Regulations.

В соответствии с этими правилами любой экспорт электроники в военной и космической отрасли может проходить только с разрешения Госдепартамента США. И до похолодания отношений, Россия в США успешно закупала компонентов на 2 миллиарда долларов в год. А с 2013 года, когда случился скандал с Эдвардом Сноуденом, Вашингтон предпочел ограничить продажи электроники.

В целом Российская космонавтика критически зависит от современной электроники, доля которой в готовой продукции может доходить до 90%. Россия крепко "села" на партнерство с иностранными компаниями. Например, электронная начинка телекоммуникационный спутников серии "Экспресс" изготавливается за рубежом, в основном французской компанией Thales Alenia Space.



Аналогичная ситуация и с российской системой спутниковой навигации. Так, новые спутники серии "Глонасс-К" спроектированы "преимущественно на импортной электронной компонентной базе", признался в 2015 году генеральный директор "Российских космических систем" Андрей Тюлин.
Весьма показательным, с точки зрения влияния санкций, оказался и проект космического телескопа "Спектр-УФ", задуманный еще в начале 90-х годов. Для его реализации Россия решила привлечь ряд иностранных партнеров, которые с 2014 года начали выходить из проекта. Вначале проект покинула компания e2v из Великобритании, поставлявшая полупроводниковые детекторы. Затем, сославшись на финансовые трудности, проект покинула Испания, которая разрабатывала камеры. В итоге, в конце 2015 года, было принято решение полностью заморозить проект.

И в поиске новых поставщиков, взгляды России устремились к Китаю.
"Мы заинтересованы в электронно-компонентной базе космического назначения. Часть типо-номинала изготавливается в Китае и мы могли бы, изменив логистику поставок, не срывать производство космических аппаратов, в которых нуждается сегодня наша орбитальная группировка", - высказался российский вице-премьер Дмитрий Рогозин во время визита в Китай летом прошлого года. Добавив, что взамен Россия может начать поставку двигателей и других компонентов.

Но, судя по всему, переговоры не смогли дать нужного результата, ведь уже в октябре Рогозин заявил, что решение удалось найти на собственных мощностях.

"Мы нашли решения в том, чтобы полностью за 1,5-2 года перейти на национальную компонентную базу", - заявил в октябре 2015 года российский вице-премьер. И если санкции со стороны Запада будут продолжаться и расширяться, а планы Кремля потерпят фиаско, то вопрос о существования всей российской космонавтики станет весьма острым.

Влияние Украины
Далеко не последний вклад в туманное будущее российской космонавтики внес и Киев, который разорвал сотрудничество с Москвой. В результате чего Россия лишилась сразу двух ракетоносителей легкого класса.
Речь идет о конверсионных ракетах "Днепр" и "Рокот". Первая была "завязана" на ее изготовителе, днепропетровском "Южмаше", вторая - на харьковском "Хартроне", который работал с системой управления разгонного блока "Бриз-КМ".

В итоге, заменить все пуски легких ракет планируется облегченной версией "Союза" и "Ангары". Стоимость легкой "Союз-2.1.в", по расчетам, может составить до 30 миллионов долларов. В то время как запуск "Рокота" стоит порядка 20 миллионов долларов, а "Днепра", по данным за 2014 год, около 24 миллионов долларов.

По грузоподъемности "Союз-2.1.в" занимает среднее положение, превосходя на полтонны показатели "Рокота" и уступая "Днепру" столько же. В это же время стоимость пуска легкой "Анагра 1.2", пока неизвестны, но маловероятно, что они будут ниже стоимости запуска конверсионных версий баллистических ракет или "обкатанного" "Союза".

Кроме того разрыв сотрудничества Украины с Россией лишил "Роскосмос" одной из последних наработок времен СССР, ракеты среднего класса "Зенит", которая активно использовалась в программах "Морской" и "Наземный старт". Стоимость запуска этой ракеты колебалась в пределах 60-100 миллионов долларов при возможности вывода на низкую опорную орбиту до 13,7 тонн с космодрома "Байконур". Ее возможности значительно превышают характеристики ракеты "Союз-2.1б", которая выводит около 8 тонн, при стоимости в 50 миллионов долларов.
Потеря "Зенита" сказалась и на отказе от нее в совместном казахстанско-российском проекте "Байтерек". Суть проекта, стартовавшего еще в 2004 году, в замене токсичного "Протона" при запусках с Байконура. Проект несколько раз сумел метнуться от использования "Ангары" к "Зениту", пока летом 2014 года вновь не был выбран российский проект. В 2021 году, по словам первого вице-премьера Казахстана Бакытжана Сагинтаева, начнутся работы по созданию стартового комплекса.

Сухой остаток
Сейчас российская космонавтика фактически оказалась заложником частых смен векторов развития, попыткой охватить малоосвоенные отрасли и завершить дорогостоящие проекты, попутно назначая новые цели.

Пример той же "Ангары", которая изначально планировалась как единый ракетный комплекс с множеством однотипных ракет, от легкой до сверхтяжелой, показывает огромные пробелы в стратегическом планировании. На практике он свелся к созданию лишь легкой и тяжелой ракеты, с весьма посредственными конкурентными способностями. В то время ниша средних ракет плотно закрепилась за ветераном "Союзом", который, как минимум до 2020-х годов будет в России единственным средством доставки космонавтов на орбиту.



Огромным провалом планирования можно считать и фактический проигрыш в гонке за сверхтяжелый ракетоноситель с грузоподъемностью 100 тонн. Угнаться за американской Space Launch System, которая должна стартовать в 2017 году, у России шансов уже нет. Как и возможности относительно быстро разработать и запустить нечто подобное, пускай к тому же 2020 году.
Даже без влияния санкций Запада, такое положение "Роскомоса", назначившего полет на Луну в 2030-м года, в то время когда NASA на эти же годы планирует полету на Марс, можно считать патовым.

В это же время, санкции Запада и программа импортозамещения заставляют российскую космонавтику топтаться на месте, в попытке за считанные годы наверстать упущенные десятилетия. К этому стоит добавить и общие экономические потери России из-за низких цен на нефть, которые заставили Кремль срезать бюджет "Роскосмоса" на 2016-2025 года сразу на треть с 2 до 1,4 триллионов рублей.

Олег Катков, специально для ЦИАКР и Defense Express

НАСА, Проект-2015, ДКАУ, Через терни и в пёзды!, Смерть ворогам!, Срана не пуганных ыдиотов, Марс атакует!!!, Санкції, Давай до свиданья!, Україна, Ещенемного ещечутьчуть и встанем с колен, Трепещут на ветру нижние губы, Вороги, Маасквабад, Проект - ликвидация РФ, монголокацапы, Россоссія, Роскосмос

Previous post Next post
Up