На данный момент у России нет достаточных возможностей для пополнения своего военно-морского флота. В этом уверен эксперт из Нью-Йорка Юрий Кирпичев, в прошлом прошедший путь от наладчика до гендиректора производственного объединения, а ныне - автор публикаций в тематических научных журналах.
По словам эксперта, несмотря на то, что три месяца назад, 2 июля, в Санкт-Петербурге замминистра обороны России Юрий Борисовобещал: «Мы не будем сокращать кораблестроительную программу для флота. Все, что было заявлено, будет построено», построила Россия не так уж и много. К примеру, головной корабль «Адмирал Григорович» завершил заводские испытания и вот-вот двинется в Севастополь. Второй в серии, «Адмирал Эссен», проходит ходовые испытания, и на Черном море его ждут к концу нынешнего года. Третий, «Адмирал Макаров», спущен на воду и достраивается.
«Но, судя по всему, этим пополнение Черноморского флота и ограничится, - прогнозирует эксперт. - Украина нанесла ответный удар и поломала планы ВМФ Российской Федерации. Дело в том, что двигатели для фрегатов монопольно производит завод «Зоря-Машпроект» в Николаеве, а киевское руководство заморозило военно-техническое сотрудничество с Россией. И выяснилось, что из шести двигателей калининградцы успели получить только три», - поясняет он.
В ответ на это вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозинрешил ответить очередным «импортозамещением, и в августе прошлого года пообещал за полтора года организовать производство газотурбинных корабельных двигателей (ГТД) в Рыбинске, на НПО «Сатурн». Однако оптимизм Рогозина оказался чрезмерным, и сроки растянулись вдвое, до 2018 года. Сейчас, по мнению Юрия Кирпичева, и они будут сорваны.
Интересно, что впервые «импортозаместить» газотурбинные корабельные двигатели россияне решили в 2009 году, после газовой войны с Украиной. Собственное производство планировалось запустить к 2013 году, на что в бюджете, разумеется, были выделены огромные средства. Результат оказался классическим для России: деньги были «освоены», а производство так и не было открыто.
Следующим ударом по не успевшему вовремя «поддержать отечественного производителя» военному руководству России стал отказ Франции поставлять «Мистрали». На днях два десантно-вертолетных корабля-дока были благополучно проданы Египту.
Советский флот действительно был в свое время настолько огромен и мощен, что не уступал даже американскому
При этом эксперт признает: советский флот действительно был в свое время настолько огромен и мощен, что не уступал даже американскому.
«К 1991 году СССР догнал США, безусловного и признанного военно-морского лидера, по числу боевых надводных кораблей и превзошел по тоннажу: 42 крейсера, 60 эсминцев, 150 БПК (крейсер по натовской классификации) и сторожевых кораблей (корветов). Сотни более мелких и специальных судов. Более 300 подлодок, в том числе 150 атомных. 450 тысяч человек личного состава», - перечисляет Юрий Кирпичев.
Однако, по словам эксперта, большая часть этого флота уже распродана за границу.
«В принципе, иного выхода и не имелось. России просто не по силам было содержать гигантский, чудовищный, невообразимый советский флот. Теперь вы понимаете, почему мы жили так бедно, и отчего развалился СССР? Океанский флот - тяжелая ноша для самой богатой страны», - поясняет эксперт.
Правда, продавали лишнее оружие, по словам Кирпичева, в соответствии со старыми российскими коррупционными традициями: за полцены, зато при максимальном количестве «откатов».
Только с 1991 по 1997 годы были проданы на металлолом 629 боевых кораблей (это намного больше, чем было потеряно во время Второй Мировой)
Юрий Кирпичев
«К примеру, в 1995 году стоимость металлолома на Дальнем Востоке составляла более 120 долларов за тонну, но эсминец «Внимательный» был продан за $118000 ($48 за тонну), сторожевой корабль «Доблестный» - за $69540 ($35 за тонну) и так далее. Причины, думаю, ясны. Это «откаты» на всех этапах, от воинской части до главного штаба ВМФ и Минобороны, от таможни до российского морского регистра судоходства. А поскольку только с 1991 по 1997 годы были проданы на металлолом 629 боевых кораблей (это намного больше, чем было потеряно во время Второй Мировой), то вы сами можете представить масштаб воровства!» - рассказывает Кирпичев.
По его словам, корабли «уходили» за рубеж почти со всей начинкой. Множество военно-морской техники было продано в Индию, а не менее десятка совершенно секретных радиолокационных, навигационных и зенитно-ракетных комплексов отправилось в Китай.
«Или взять авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который долго и мучительно, со скандалами и чудовищной переплатой модернизировали в Северодвинске. Теперь он называется «Vikramaditya» и бороздит океан под индийским флагом», - приводит пример эксперт.
Туда же, в Индию, по его словам, скорее всего, уйдут и три новейших фрегата, на которые так надеялся устаревший и малочисленный Черноморский флот. При этом самому «юному» из его кораблей, ракетному крейсеру «Москва», уже 33 года, поэтому в начале следующего года он должен уйти на модернизацию в Северодвинск - если, конечно, как отметил Кирпичев, вернется из командировки в Сирию. Самый старый - «Сметливый», единственный, оставшийся в строю корабль проекта 61. Ему уже 46 лет.
Россия сейчас просто не способна не то, что строить, но даже модернизировать большие корабли
Юрий Кирпичев
«Но и его пришлось отправить к берегам пылающей Сирии, хотя поход явственно отдает авантюрой, учитывая крайнюю изношенность корабля. Иными словами, Россия сейчас просто не способна не то, что строить, но даже модернизировать большие корабли», - констатирует специалист.
Конечно, по словам Кирпичева, не следует совсем недооценивать военную опасность России: все же кое-какие элементы мощного советского флота уцелели от глобальной распродажи, а какие-то корабли Российская Федерация пытается воссоздавать и сегодня. Однако уже сейчас очевидно, что для того, чтобы хотя бы частично восстановить былую мощь, России придется активно наращивать количество авианосцев. При этом Юрий Кирпичев уверен: гонка вооружений, оказавшаяся в свое время фатальной для Советского Союза, тем более способна погубить нынешнюю куда более экономически слабую Россию.