Грузовой самолет АН-325

Sep 15, 2015 21:33




Авиационный космический ракетный комплекс «Свитязь» предназначен для выведения космических аппаратов различного назначения на круговые, эллиптические и высокие круговые орбиты, включая геостационарную.
Авиационный космический ракетный комплекс состоит из самолета-носителя и и устанавливаемой на нем ракеты-носителя.

Самолет-носитель Ан-225-100 разрабатывается Авиционным научно-техническим комплексом имени О.К. Антонова и является модификацией базового самолета Ан-225 «Мрия». На самолет устанавливается специальное оборудование для крепления ракеты-носителя над фюзеляжем, внутри герметичных кабин размещаются бортовое стартовое оборудование и операторы, необходимые для осуществления пуска РН.

Ракета-носитель «Свитязь» создается на базе узлов, агрегатов и систем ракеты-носителя «Зенит». Она строится по трехступенчатой схеме и использует нетоксичные компоненты топлива - жидкий кислород и керосин.При выведении космических аппаратов на геостационарную орбиту ракета-носитель комплектуется твердотопливной апогейной ступенью. На атмосферном участке используются горизонтальные крылья и вертикальный хвостовой стабилизатор.

Энергетические характеристики АКС «Свитязь»





История проекта

Идея запуска космических аппаратов путем воздушного старта существует уже очень давно. С момента создания самолета Ан-124 «Руслан» существует идея создания системы предусматривающей десантирования ракеты космического назначения на высоте ~ 8-11 километров и выведены ней полезного груза на орбиту. Подобные мысли возникли и Европе. Пока в СССР велись работы по созданию МАКС, за рубежом шли работы по созданию собственного АКРК HOTOL. С появлением в СССР самолета Ан-225 «Мрия» возникла идея объединить проекты. Аппарат Interim HOTOL должен был стартовать с самолета-носителя, которым должен был служить Ан-325 «Мрия» (Отличается от базового Ан-225, на нем установлены 8 двигателей вместо 6-ти).







21 июня 1991 в штаб-квартире Европейского космического агентства в Париже состоялась презентация международной авиационно-космической системы для исследований околоземного пространства, состоявшая из Ан-225 и 250-тонного многоразового космического аппарата Interim HOTOL, разрабатываемой английской компанией «British Aerospace». Два летательных аппарата почти идеально подошли друг к другу, ведь Ан-225 изначально проектировался для воздушного старта подобных изделий. Реализация этого проекта реально обещала примерно четырехкратное снижение стоимости выведения полезной нагрузки на орбиту по сравнению с вертикальным стартом. Помимо прочего, «HOTOL» мог бы эффективнее других аппаратов решать задачи доставки экипажей на орбитальные станции и осуществлять их эвакуацию оттуда в аварийных ситуациях. Однако очень скоро у проекта оказался очень серьезный недостаток - полное отсутствие государственного финансирования. Это сыграло в судьбе проекта «Мрия-Хотол» роковую роль.

Как это ни печально, но абсолютно аналогичная судьба постигла добрый десяток проектов применения Ан-225 в качестве самолета-носителя. К середине 1990-х годов на НПО «Молния» приобрела законченный вид система МАКС (Многоразовая Авиационно-космическая система), которая предусматривала доставку на орбиту 8,5-10 тонн полезной нагрузки в пилотируемом варианте и 18-19 тонн - в беспилотном. Несмотря на продвижение работ по системе в крайне медленном темпе, МАКС все еще не устарела и до сих пор продолжает оставаться одной из самых перспективных авиационно-космических систем (АКС).

В течение ряда лет ГКБ «Южное» им. М. К. Янгеля выполняло проектные работы по созданию ракет космического назначения с воздушным стартом с самолета-носителя, осуществляет запуск ракеты над нейтральными водами за пределами Украины (темы «Свитязь» и «Орель»).

В результате в начале 2000-х годов по инициативе КБ "Южное" и АНТК имени О. К. Антонова при поддержке НКАУ начались работы по разработке АКРК «Свитязь». В 2005 г. проведено исследование на тему «Методика оценки влияния колебаний жидкого топлива на динамические свойства авиационно-космической системы с учетом характеристик демпферов колебаний», что теоретически рассчитывало атмосфений этап работы АКРК. В 2008 году велись теоретические исследования по исследованию управления многорежимного АКРК. На 2010 год проект находится на стадии концептуальной проработки. О переходе к практическому воплощению идеи в жизнь вопрос не стоит из-за нехватки средств и не законченность НИОКР.



ДКАУ, ДП Південмаш, КБ Південне, Ан-225, Укроборонпром, ДП Антонов, Українці, Україна

Previous post Next post
Up