Жара, будни, часы ожидания, сиднем или на ходу, впопыхах, все как по расписанию, за исключением майских гроз. Клиенты ждут звонков, квитанции требуют оплаты, статьи простаивают, не претерпев изменений, бледная кожа требует загара, девушки манят откровенными нарядами... Так в чем заключается правильность выбора? Советчиков нет, когда нужен совет. В таких случаях лучше обращаться к лучшим из нас, точнее, к творениям лучших. Многие наблюдения забываются, так и не превращаясь в выводы. Книга - это сам вывод, иногда скрытый, зашифрованный в тысячах знакомых выражений, описывающих жизнь с индивидуальной, неповторимой точки зрения. Увлечение английской литературой пришло случайно, а решение рассказать о ней стало обдуманным.
Мюриэл Спарк - известная английская писательница и литературный критик. Ее произведения отличаются огромным разнообразием, это своеобразная комедия нравов, дающая представление о страстях и пороках, о наклонностях и желаниях, о скрытых и явных помыслах самых обычных людей, принадлежащих к «среднему классу» и живущих в условиях современной Англии. Каждый из рассказов имеет свою тональность - от скрытой язвительной иронии «Черной мадонны» (“The Black Madonna”) до трагической напряженности «Портобелло-роуд» (“The Portobello Road”), от мрачного и зловещего тона Темных очков» (“The Dark Glasses”) до прозрачной ясности незамысловатой и милой в своей простоте сказочки «Самые прекрасные часы» (“The Very Fine Clock”)
The Portobello Road by Muriel Spark РУССКИЙ ПЕРЕВОД "ПОРТОБЕЛЛО РОУД", сокращенный* (Сергей Трофимов) Что предсталяетс собой Портобелло Роуд как достопримечательность и географическая точка? О чем же говорит нам эта повесть? Прежде всего, она напоминает о непрерывной смене пристрастий, сегодня мы ищем кому доверить секрет, а завтра выдумываем как его отобрать. Не менее спонтанно меняются и взгляды на окружающих, всем присваивается ценник, (считайте ярлык) на котором то и дело зачеркиваются старые цены, как во время распродажи. Спарк отчетливо диктует нам : Пребывание "у себя на уме", не восприятие происходящего может иметь ужасные последствия. Произведение заполнено психологическими конструкциями, отчего бы и нам не взглянуть, что представляет из себя Психология Дружбы.
Психология дружбы крепко связана с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции. Слово "аттракция" обозначает буквально притяжение, влечение.
В социальной психологии понятие "межличностной аттракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Психология аттракции охватывает:
1. потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
2. свойства объекта (партнера) , стимулирующие интерес или симпатию к нему;
3. особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;
4. объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).
То, что мы видим в отношениях Четверки, если судить обобщенно (Скинни, Игла, Джордж, Кэтлин) называется "будничной дружбой". Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в кино или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.
Конечно, главный вопрос повести будет касаться убийства. Совсем непросто будет определить, где и как наступает тот момент, когда милая улыбка сменяется на звериный оскал. С момента получения "счастливого" фото прошли годы, вместе с которыми должны были произойти возрастные психологические трансформации. В активном среднем возрасте акцент на психологической интимности как важнейшем признаке дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности (у женщин это отчасти объясняется сосредоточением интересов на семейных делах, а у мужчин - на профессионально-трудовой деятельности). Но ценности дружбы отнюдь не сводятся к взаимопомощи и совместному времяпрепровождению. При любых опросах значительная часть (хотя много меньше, чем в юности) испытуемых взрослых заявляют, что ценят в дружбе прежде всего доверие и потенциальную возможность обсуждать свои личные проблемы. Это отличает дружбу от всех прочих личных отношений, не исключая и любовно-семейных.
Игла наотрез отказывается принять услышанное всерьез, было ли это желанием защитить подругу, или же решение продиктовано личной неприязнью к Джорджу? Жизнь Джорджа, с постоянной оглядкой в прошлое свидетельствует о его неуверенности, слабости, им движет лишь фантазия, которая испаряется при соприкосновении с реальностью, поездка в африку тому подтверждение. Осознав содеянное, он принимает на себя все страдания, Кэтлин слепо доверяясь ему, также получает серьезный удар. Характер Скинни выглядит незаконченным, но и на его долю приходится несчастье, убийство лишает его супруги. Начинает казаться, что Автор не испытывает симпатий ни к одному из героев. Спарк безжалостно, и одновременно, очень реалистично наказывает их, будто воспроизводя коллизии чьих-то судеб. И это говорит о том, что невозможность и неумение общаться губит связи любого типа.
А как поступаем Мы? На что мы способны, ведомые своими слабостями?