Фестиваль NET-2004. Театр Оскараса Коршуноваса, Вильнюс, Литва. У.Шекспир. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Коммерсант, 7 декабря 2004 года
Пицца по-шекспировски
"Ромео и Джульетта" Оскараса Коршуноваса на NET
В рамках фестиваля NET на сцене Центра имени Мейерхольда был показан спектакль вильнюсского Городского театра "Ромео и Джульетта" в постановке одного из самых интересных современных литовских режиссеров - Оскараса Коршуноваса. Рассказывает МАРИНА ШИМАДИНА
Оскарас Коршуновас в 2001 году на фестивале NET нашумел спектаклем "Огнеликий" по пьесе немецкого драматурга Мариуса Майенбурга, который шокировал публику рассказом об инцесте и поджоге подростком собственных родителей. На этот раз литовец привез в Москву классическую "Ромео и Джульетту", поставленную как социальную драму. На первый план выведена вражда двух веронских кланов. Действие режиссер перенес на кухню. Тут постоянные зрители NET должны были вспомнить прошлогоднего латвийского "Ревизора" Алвиса Херманиса, где все события разворачивались в столовой. Но если херманисовский пункт общепита был злой пародией на совок, то кухня господина Коршуноваса заставляет вспомнить о традициях метафорической литовской режиссуры, связанной с именем Эймунтаса Някрошюса.
Сначала место действия напоминает арену борьбы двух конкурирующих кланов производителей пиццы. Спектакль начинается впечатляющей сценой поединка Монтекки и Капулетти. Знатные фамилии одеты простыми ремесленниками, а предметом гордости и главным семейным достоянием у них является тесто. Им бросаются в соперников, его ревниво пробуют - у кого лучше, ему придают недвусмысленные фаллические формы и хвалятся друг перед другом. Но постепенно кулинарная тематика сменяется в спектакле метафизическими мотивами неумолимого рока и небытия. В кухонных стеллажах наряду со старым хламом - посудой, детскими колясками и выцветшими боевыми знаменами - зрители замечают два скелета, свадебное платье и белый гроб. Круглый вращающийся кухонный чан превращается в своеобразную чашу судьбы: в него ставят Джульетту, готовя ее к будущей помолвке с Парисом, сидя на его краях, первый раз встречаются шекспировские влюбленные и на нем же они заканчивают свой земной путь. Металлические ложки и вилки, приготовленные для свадебного торжества, становятся цветами на могиле Джульетты, а перевернутые на попа праздничные столы символизируют надгробные плиты фамильного склепа Капулетти.
Но самые выразительные трансформации в спектакле происходят с обыкновенной мукой. Из основы земной жизни она постепенно превращается в зловещий символ смерти. Перед поединком Тибальд и Меркуцио шутливо измазываются ею, как борцы магнезией, но очень скоро их боевая раскраска сменяется белыми масками покойников. В финале мукой, словно холодной зимней порошей, засыпана уже вся сцена, а посреди этого пустынного, мертвого пейзажа кружатся на пресловутом чане, как на карусели, безжизненные, выбеленные с ног до головы тела двух ненаигравшихся детей - Ромео и Джульетты.
Молодые и талантливые актеры Гитис Иванаускас и Раса Самуолите (они же играли брата и сестру в "Огнеликом") делают своих героев не романтическими возлюбленными, а обыкновенными подростками. Но эта немного странная пара - рыжеволосая бестия и хрупкий лунный мальчик - существует на сцене настолько органично, что знаменитую сцену свидания на балконе, которую, кажется, знаешь уже наизусть, в их исполнении смотришь как в первый раз. Жаль, что спектакль показали только один раз. Многим столичным производителям сценических поделок стоило бы сходить на него, чтобы убедиться, что продуманная режиссерская концепция вполне может сочетаться с непосредственностью актерской игры, а шутливая занимательность - с алхимией театральной материи.
Увидеть этот спектакль можно 14 октября в 19.00 на Большой сцене "Театра-Театра".
Телефон кассы: 201-76-26
Фестиваль "ПРОСТРАНСТВО РЕЖИССУРЫ"-2012