Ни для кого не секрет, что жанр рецензии в пермских СМИ встречается довольно редко. Тем радостнее для нас было получить рецензии будущих журналистов, а пока студентов ПГНИУ, на наш спектакль "Свадьба".
Мы желаем Екатерине и Алине поскорее приступить к работе в сфере культурной журналистики. А пока приготовили небольшие презенты для авторов рецензий, которые в ближайшее время доставим лично в руки. Спасибо девушкам и их наставнику Галине Васильевне Куличкиной!
СТОП. СНЯТО… ГОРЬКО!
Алина Ширинкина, студентка ПГНИУ
Никогда не знаешь, куда попадешь, если пойдешь в театр. Будет ли это чеховский вишневый сад или жуткая обстановка концентрационных лагерей по Солженицыну. Но, придя на спектакль, очутиться на съемочной площадке молодежного сериала - такое, действительно, случается редко. Однако в Перми это можно будет сделать еженедельно с 30 апреля. «Сцена-Молот», существующий в рамках пермского Театра-Театра, представил работу режиссера Дамира Салимзянова «Свадьба», где съемки ситкома - часть сюжета нового спектакля.
В основе спектакля - пьеса британского драматурга Робина Хоудона «Шикарная свадьба». Это материал не новый для современной сцены - пьеса поставлена в 30 странах. Пермский театр предложил свою переосмысленную версию. В постановке Салимзянова сосуществует две реальности. Якобы «настоящая», где режиссер руководит процессом съемки, ассистенты поправляют актерам грим, а рабочие возят киноаппаратуру туда-сюда, и «театральная» - там комедия положений из жизни двадцатилетних людей.
Сюжет комедии более, чем замысловат: в день свадьбы жених просыпается после бурного мальчишника в гостиничном номере для молодоженов, снятом для первой брачной ночи. С ужасом он
обнаруживает рядом с собой в постели незнакомую девушку. Пытаясь скрыть это от невесты, жених, его друг и незнакомка
предпринимают множество смешных попыток скрыть правду, запутывая комичную ситуацию все больше и больше. Чтобы не запутаться в этом многомерном пространстве и нарочито «сериальных» перипетиях сюжета, на помощь зрителю приходит продуманная сценография, ее автор тоже Дамир Салимзянов. Помимо кинооператорского снаряжения «сериальной» линии спектакля и типичной обстановки гостиничного номера (кровать и мини-бар, которые обозначают
площадку действия «театрального» пространства) на сцене находится этакая «вертушка», состоящая из нескольких дверей. Во время представления актеры не только используют ее в качестве кулисы, но и вращают установку, как бы намекая зрителю, что выход из сложных жизненных ситуаций не так-то просто найти.
Выход из катастрофической ситуации усиленно ищут все: Друг жениха - Петр Марамзин, Невеста - Альбина Чарушина, Мать невесты - Вера Салеева. Но более всего запоминается главный герой - немного наивный, молодой и неопытный жених Макс (Артем Радостев). Кажется, он не задумывается о смысле происходящего: заставляет своего друга врать, обманывает невесту и буквально запирает таинственную незнакомку в ванной. Запертая и запутанная в происходящем Альбина (Валентина Рамазанова), в свою очередь, пытается разобраться в своих чувствах - кажется, она влюбилась в этого непутевого жениха. Решительный момент, когда и Альбина и Макс понимают, чего хотят, - поцелуй. Примерив свадебное платье, она примеривает на себя и роль жены Макса. Непутевый жених не может отвести глаз и, кажется, понимает, что хочет быть именно с ней.
Среди этих мечущихся, неопределившихся людей «живет» второстепенная (по сюжету, но не по значимости!) героиня - горничная Алина (Валентина Мазунина). Та самая Валя из сериала «Реальные пацаны» играет в «Свадьбе» так, что это
самая яркая и значительная роль. Смешная и взбалмошная горничная называет все своими именами и пытается разобраться в путанице моральных и нравственных ценностей, которая царит в головах участников будущей свадьбы.
Легкий, проходящий под звуки попсовых мелодий спектакль вскрывает серьезные и нешуточные проблемы современности. Смешение качественной драматургии и приемов массовой культуры помогают показать инфантильность и легкомыслие молодых, неготовность их жить по-взрослому и отвечать за свои решения.
И СМЕХ, И ГРЕХ
Екатерина Сабирова, студентка ПГНИУ
Этой весной театр «Сцена-Молот» презентовал публике новый спектакль - «Свадьба», премьера ожидалась городом, билеты на нее были раскуплены мгновенно.
В отличие от политических и остросоциальных спектаклей, ставящихся на сцене этого современного театра, «Свадьба» - легкая комедия в стиле телевизионных ситкомов. За основу режиссером Дамиром Салимзяновым взята классическая пьеса британского драматурга Робина Хоудона, попросившего актеров сохранить реалистический стиль исполнения.
Режиссер Дамир Салимзянов настаивает на том, что рассматривать «Свадьбу» нужно как некую пародию на теле-шоу, типа «Дома-2». Действия происходят в номере гостиницы, предназначенного для первой брачной ночи, но с чего же начинается спектакль? Жених, просыпаясь после бурного мальчишника, обнаруживает себя в постели с незнакомой девушкой. Он шокирован и напуган - вот-вот должна прийти его невеста, чтобы наряжаться к самому важному в их жизни событии. Чтобы она ничего не узнала, жених по имени Максим, его друг Саня и втянутая в эту неловкую ситуацию горничная Алина совершают ряд странных действий, обманов, которые еще больше запутывают дело.
Что еще мы видим на сцене, кроме кровати? Вертящиеся двери, которые герои постоянно открывают и закрывают, дергают ручки, бьются о них головой, хлопают ими. Выходов много, но есть ли правильный? Могут ли вообще определиться эти ветреные молодые люди, выскакивающие из комнаты и вновь вбегающие в нее, бесконечно вращающие эту дверную вертушку, не в силах выбрать свой путь? Судя по всему, нет. Жених напивается и изменяет невесте, которую знает с детства. Девушка, из-за которой весь сыр-бор, бросает своего молодого человека, мечется между возможностями, кричит - уеду! - и остается. В этом мире легко влюбиться, легко разрушить строившиеся годами отношения, легко в секунду поменять жениха и выйти замуж не за того, кто не планировался.
На протяжении всего спектакля герои мечутся по сцене, меняют наряды, кричат, ругаются, прячутся друг от друга, предают и любят. Замедляется скорость только тогда, когда нужно сказать важные слова, когда отступает фальшь, когда герои признаются в любви и становятся честными. Приглушается и свет, замолкают крики, стихает музыка.
Спектакль выполнен в стиле ситкома. Публика втянута в действие, режиссер, который будто бы снимает происходящее на сцене, постоянно обращается к залу с просьбами, благодарит за участие. Этот прием использован неспроста: сюжетная схема, банальная, сто тысяч раз прокрученная во всех кинофильмах, сериалах, здесь гиперболизируется. Это - ситком, это пародия, это, по сути, вечно повторяющийся сюжет. Всегда есть обманутые, всегда есть те, кто посреди пепла обретает что-то настоящее, всегда есть те, кто втянут случайно.
Случайно втянутая горничная, Алина, роль которой исполняет звезда сериала «Реальные пацаны», Валентина Мазунина, выбивается из ряда одинаковых персонажей. Она находится как бы над происходящим, ей одной видна разыгрывающаяся трагедия, она хватается за голову и восклицает по направлению к залу - «Этот с этой, та с этим, ничего святого!» У нее даже на майке написано - «Love sucks», что подтверждает позицию героини - в этом месте любви не существует, все тленно и все искусственно. Герои зациклены на своих переживаниях, и только горничная, сердобольно помогающая скрыть их грехи, чувствует, как безнравственен поступок Максима и Альбины, как бесчестно поступают персонажи.
Семья, как ячейка общества, обесценивается в спектакле. Мы видим распадающийся союз молодоженов, видим родителей невесты, находящих удовольствие в алкоголе, видим решившегося на брак друга жениха и то, как относится к этому его девушка - сбегает с первым встречным.
Но при этом нельзя не отметить, что спектакль очень смешной, ведь «Свадьба» - это прежде всего комедия. Комедийность достигается благодаря характерным перипетиям и языку. По словам режиссера, многие диалоги, фразы взяты из того же «Дома-2», ведь никто не говорит в жизни - «мы не сойдем с тобой в интимном плане».
Но, несмотря на все шутки и нелепые ситуации, спектакль вскрывает глубинные проблемы современного общества. И каждый зритель должен это понимать, чтобы не допустить в своей жизни подобных ситуаций.