Лазарева суббота и Вербное Воскресенье

Apr 28, 2013 10:40



Сегодня православные отмечают Вход Иисуса Христа в Иерусалим, или Вербное Воскресенье. Дню Вербного Воскресенья предшествует Лазарева Суббота. Лазарь из Вифании - житель Вифании, брат Марфы и Марии, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти. Эпизод с воскрешением Лазаря в канонических Евангелиях описан только в Евангелии от Иоанна.

По дороге в Вифанию, Иисус получил послание от сестёр Марии и Марфы, что брат их Лазарь болен, и вот-вот умрёт. Но Иисус не спешил на помощь Лазарю, прибыл он только на четвёртый день, когда Лазаря уже похоронили. Иисус и сопровождающие его лица, подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.»(Ин.11:41-43).



Рембрандт. Воскрешение Лазаря

Некоторые исследователи Евангелий утверждают, что эпизод с воскрешением Лазаря - это некий религиозный обряд одной из иудейских сект, которых в те времена на Библейской земле было предостаточно.

После эпизода с Лазарем, Иисус совершил въезд в Иерусалим. Апостолы, по указанию Иисуса, взяли в Вифании ослицу и ослёнка. Иисус взобрался на ослицу и совершил торжественный въезд в Иерусалим. Сам факт передвижения Иисуса верхом на осле весьма необычен, ибо Иисус, несмотря на своё царское происхождение, предпочитал передвигаться пешком. Иисуса встречает народ, ложа на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12)



Джотто. Вход в Иерусалим.

В Иерусалиме Иисус пробыл недолго. В Иерусалимском Храме он опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13), исцелил больных, после чего, отбыл Иисус в Вифанию.



Эль Греко. Изгнание торгующих из храма. 1570 г.

...Представим такую картину: день «победы» в один год отмечается 9 мая, в другой год - 20 апреля, а в другой - вообще 12 апреля. «Идиотизм», - скажете вы. Но с отмечанием дат, связанных с евангельскими событиями (Лазарева суббота, Вербное Воскресенье, Пасха) мы ведь наблюдаем аналогичное. Конкретное событие (а, как утверждают верующие, это, самые ни на есть, исторические события), происходившее много веков назад, в разные года отмечается в разные даты. Если по дате рождения Иисуса к общему знаменателю пришли, Рождество отмечается 25 декабря, то Вербное Воскресенье, Пасха в разные года празднуется в разные дни, а для исчисления даты празднования Пасхи придуман сложнейший алгоритм - Пасхалии. Не пора ли Пасху праздновать в одну, строго определённую дату? В 1997 году на саммите Всемирного совета церквей в Алеппо (Сирия) было предложено придать празднованию Пасхи фиксированную дату - второе воскресенье апреля. Но пока что это предложение не нашло поддержки.
Скажете, древняя традиция, принятая на не менее древних соборах. Но, как говаривал император московский Дмитрий Иванович, что решил один собор, другой так же легко может отменить. Так что поживём - увидим...

Праздники, Искусство, Христианство, История, Иисус

Previous post Next post
Up