Карты смысла: глава 2.1

May 18, 2023 18:25


Продолжаем обсуждение книги Карты смысла.

Вторая глава обширна и состоит из трёх логических частей. Первая - «Жизнь нормальная и революционная». В ней представлена используемая далее схема психического и базовые истории. Как обычно курсивом - цитаты.



... наши картины мира содержат, если можно так выразиться, два разных типа информации - сенсорную (то есть воспринимаемую органами чувств) и эмоциональную. Недостаточно знать, что нечто существует. В равной степени необходимо понимать, что означает это нечто.



Важно верно сориентироваться

Выстраивая свою схему Питерсон ссылается на Соколова и Виноградову с их нейронной моделью стимула. Также упоминается и Лурия.

По словам автора мы непрерывно формируем некоторую субъективную картину текущего состояния, выбираем из множества возможностей картину желаемого будущего и действуем в этом направлении. Каждую секунду, непрерывно, на любом масштабе. Когда идём на кухню приготовить завтрак, когда едем на работу, когда пишем пост - у нас есть план и чувственное понимание зачем мы его выполняем.



Здесь будет город-сад

Выбор, хотя и не всегда попадает в сознание, делается осмысленно исходя из выражаемой действием иерархии приоритетов переживаемой как история.

Основополагающие карты человеческого опыта - карты, составленные как повествование, - изображают побудительную ценность нашего состояния здесь и сейчас, противопоставленную вымышленному идеалу . К ним прилагаются планы действий - наши прагматические представления о том, как получить желаемое.

Эти истории управляют эмоциями людей, определяя ценность вещей, которые встречаются им на пути, и значимость событий, которые они переживают. Мы считаем положительным то, что ведет нас к поставленной цели, отрицательным - то, что препятствует ее достижению, и малозначительным - то, что никак не влияет на нашу жизнь. Большинство вещей малозначительны, и это хорошо, поскольку ресурсы человеческого внимания ограниченны.



Область и составные элементы известного

Это и есть карта «нормальной жизни», известная территория. Внутреннее отражает внешнее через фильтр смыслов организованный относительно целевого состояния (не обязательно сформулированного словами, но всегда переживаемого эмоционально).

Далее мы можем встретить сложности, неожиданности, проблемы - дефекты своей модели и сопротивление реальности. Их мы склонны отчасти компенсировать изменением плана, отчасти игнорировать как незначимые.



Некритичная неисправность

Существует несколько вариантов реакции на неожиданное. Тут Питерсон опять ссылается на Соколова.

Найдено достаточно убедительных доказательств того, что наши эмоциональные, когнитивные и поведенческие реакции на неизвестное или непредсказуемое запрограммированы - они представляют собой естественные структурные элементы самого процесса сознания.

Интерпретация чего-то как неизвестного, но требующего реакции, всегда определяется используемым образом цели (желаемым будущим, которое рисует воображение, исходя из оценки настоящего).

Небольшое количество непредсказуемого может компенсироваться. Но с ростом значимости неизвестного приходит необходимость перестроить всю картину, возможно включая и образ цели. Т.е. на некоторое время погрузиться в полную дезориентацию, хаос, чтобы выйти из него с новой рабочей схемой реальности, учитывающей то новое, что разрушило старую (ну, или умереть).

Например - одна ссора с супругом не заставляет нас отказывать от историй «мы - семья», «жили долго и счастливо». Многочисленные ссоры или новая информация об измене, вероятно, приведёт нас к отказу от этих историй и перестройке всей картины нашей жизни. Небольшая трещина может быть зашпаклёвана, но сквозная щель может сигнализировать о нарушении целостности конструкции и привести к переезду.



Революционная ситуация

Таким образом выделяется ещё один класс историй - «революционные», которые подсказывают человеку как именно реформировать миф после столкновения с неинтегрируемым непредсказуемым.

Нормальные повествования сообщают, где мы находимся, куда идем и как сможем туда попасть. Революционные повествования, напротив, описывают процесс преобразования нормальных повествований, когда возникает необходимость. Между двумя типами повествования нет строгого качественного различия - это скорее вопрос степени. И все же, пока мы не углубились в тему, их можно рассматривать как отдельные  (поскольку крайности континуума чисто теоретически могут рассматриваться как противоположности).



Выход за пределы известного, пересоздание внутренней картины

В итоге из двух функциональных режимов сознания формируется четыре фундаментальных мифологических схемы:

  • рай/обычная жизнь (область порядка и предсказуемости),
  • встреча с хаосом (столкновение с неизвестным, процесс деструкции понимания и порядка),
  • падение/нисхождение (функционирование в пространстве хаоса трансформации) и
  • искупление/возрождение (возврат в область понимания и порядка).


Дальше мне бы стоило сразу развернуть и вторую часть второй главы, они значимо связаны. Но там Франкл, Юм, Скиннер, Солженицин, Ницше, Элиаде, нейрофизилогия и феноменология всего вышеописанного и ещё полтора уровня сложности сверху, так что до поры остановимся тут.

карты смысла, Джордан Питерсон

Previous post Next post
Up