Карты смысла: что такое смысл?

May 09, 2023 23:22


Продолжаем обсуждение контекста книги Карты смысла.

В процессе последних обсуждений пять раз поднимался вопрос что же такое смысл [ 1][ 2][ 3][ 4][ 5]. Вряд ли это можно назвать случайностью - само название книги естественным образом подводит к этому.

Начну с того, что представление о смысле, как о чём-то давно и накрепко определённом не подтверждается ( Read more... )

карты смысла, смысл, Джордан Питерсон

Leave a comment

evan_gcrm May 10 2023, 01:19:28 UTC
Часть №1

Ваша затея похожа на складывание мозаики. Добавлю в ваше панно еще два кусочка:

Согласно intelligence and embodiment hypothesis, познавательная способность разума, реализуемая механизмом мышления, возникла в результате переадаптации системы управления движением. Это важно, потому, что мозг представляет ментальные понятия так же, как он представляет пространство и наше местоположение в нем, используя ту же нейронную схему.

У нас есть две системы ориентирования на местности.
Одна, более древняя, от рептилий работает по принципу:
- Я неподвижен, а мир движется мимо меня.
- Другая - от млекопитающих (которые сохранили и рептилоидную систему) работает по принципу: мир неподвижен и я движусь по миру.
- Первая построена на указателях: поверните налево, через три квартала поверните направо.
- Вторая - на ориентирах: идите так, чтобы Эйфелева башня оставалась справа от вас пока не упретесь в Сену. Потом держите направление на купол Инвалидов.
Кажется до примитивного просто, но вся система мышления человека завязана на эти системы. Нравственные ориентиры - ценности. Если их нет работают только указатели можно-нельзя с соответствующим внешним подкреплением: поощрением или наказанием.

Точно так же наш мозг моделирует все другие реальности, которые он создаёт.
- Первый тип - узкая карта, по сути, лента, которая прокручивается перед глазами.
Туннельное мышление.
- Второй тип - широкая карта, где видно и то, что близко, и то, что далеко, и наше смещение по отношению к ориентирам
Широта взглядов.

Я немного отвлекся.)

Так как же работают карты пространства?
Информацию о соотношении объектов в окружающем мире мы получаем отрывочно, а затем собираем ее в общую модель. На основе такой модели, или когнитивной карты, мы можем делать более общие выводы и догадываться о неизвестных нам ранее соотношениях.
Считается, что пространственные соотношения отражаются в гиппокампе и энторинальной коре - в них, например, нашли нейроны места и нейроны решетки, которые активируются, когда животное или человек оказывается в определенной точке пространства. Получается, в этих структурах мозга записана карта пространства, по которой особь вычисляет собственное положение, направления и расстояния.
Структурные знания могут быть абстрагированы и следовательно, могут обобщатся для новых сред, пространств, состояний и задач.
Ведь как я написал выше, одни и те же структуры мозга содержат не только пространственные, но и когнитивные карты, которые отражают соотношения различных элементов окружающего мира.
Поэтому мозг не создает новое представление для каждой задачи, а изучает общие структурные представления.

Теперь стоит упомянуть, что главное во ВСЕХ биологических системах, от человека до мельчайших животных, состоит в том, чтобы попытаться уменьшить ошибки предсказания. Все, что мы делаем и переживаем, служит уменьшению неожиданностей за счет реализации моделей, когнитивных карт и предсказаний.
Потому, что одним из фундаментальных принципов в основе механизма биологического интеллекта является - не захлебнуться в деталях сенсорных сигналов, а как-то просеять шум, обобщить и найти взаимосвязи в этом безмерном потоке. А реализовывать подобное мы можем на основе моделей управления движением.
Что "рождает" модель мира - набор когнитивных карт, обозначающих связи между различными предметами, событиями и идеями, а точнее их смыслы - важнейшая функция мозга, которая помогает нам осмыслять окружающий мир и ориентироваться в нем.

Метод проб и ошибок (петли обратной связи) является универсальным методом поиска смысла в природе.
Поэтому когнитивная карта среды уже носит смысловой характер, потому, что она опирается на отношения объектов между собой и их связь с контекстом. Поэтому через этот интерфейс мир выглядит для нас как восприятие возможностей или ограничений действия, которое предлагает среда.

Смысл - необходимая иллюзия.
Возможно, смысл сам по себе - это мем, используемый эволюцией, чтобы уговорить нас выполнять её приказы.)

Но это лишь один аспект.
Есть и другой.

Reply

staerum May 10 2023, 10:22:51 UTC

Даже из чисто эволюционистской рамки нельзя считать смысл - иллюзией. Если смысл это иллюзия, то жизнь основана на обмане, заблуждении, впадении материи в иллюзию, а такая конструкция вряд ли жизнеспособна - ведь где-то неизбежно встретится корректирующая реальность.

Но в целом да, рамка обозначена точно и больше придраться не к чему )

"мем, используемый эволюцией, чтобы уговорить нас выполнять её приказы" - я это формулировал как "смысл это то, что заставляет жизнь жить, а не сдохнуть". Кажется, похоже.

Reply

evan_gcrm May 10 2023, 11:05:49 UTC
Иллюзия не потому, что фантастична и оторванна от действительности.
А потому, что словно фильтры в поисковике демонстрирует лишь отобранную поколениями часть из общего множества.
Более того доступная часть действительности имеет структуру - взаимосвязь и соотношения. Все остальное мы просто не воспринимаем считая фоном для видимых нами структур. А если воспринимаем пытаемся втиснут в актуальную картину мира.
В таком контексте смыслом можно назвать поиск и обобщение структурных представлений на основе чего мы можем догадываться о скрытых для прямого восприятия соотношениях и взаимосвязях.

Reply

staerum May 10 2023, 11:11:25 UTC

Можно увидеть в смысле умолчание, в самом деле. Но умолчание это не иллюзия и даже не вполне ложь. Смысл как заострение важного и отделение неважного - очень трудно интерпретировать как иллюзию, на мой вкус. К тому же заострено не произвольно, а для дела, получается устройство вроде полифокальной линзы, где важное выделяется растёт во внимании, а неважное уменьшается вплоть до потери чувствительности к нему. Выверенное, хорошо настроенное, прагматичное. Если говорить этологически.

А дальше, на этапе формирования языка и культуры появляется возможность кривизну этой линзы в некоторых пределах регулировать, по итогам коллективного "поиска и обобщения структурных представлений ... [и следующих их этого поиска догадок] о скрытых для прямого восприятия соотношениях и взаимосвязях".

Reply

evan_gcrm May 10 2023, 11:46:47 UTC
Да, все верно!!! Можно найти ещё множество способов описать это, но мне кажется, что суть уже ухвачена!
Спасибо!!!

Reply

amarinn May 10 2023, 11:12:33 UTC

*** я это формулировал как "смысл это то, что заставляет жизнь жить, а не сдохнуть". Кажется, похоже.***

Это, кстати говоря, именно та рамка, в которой работал, с одной стороны, Виктор Франкл, а, с другой стороны, тот подход, который использовал Камю в своей философии. И они оба пришли к выводу, что ответ каждый раз глубоко контекстный - он не дается "извне", а вырабатывается "изнутри", по сумме обстоятельств, внешних и внутренних. (Ну, или, не вырабатывается, и тогда автор вопроса ложится и помирает, потому что смысла жить дальше не видит). "Причем вопрос, который ставит перед нами жизнь и в ответе на который мы осуществляем смысл настоящего момента, меняется не только час за часом, но и от человека к человеку: в каждый момент и для каждого человека вопрос свой. Но мы видим, что вопрос о смысле жизни ставится примитивно, если он не обращен ко всей полноте конкретики, к конкретному «здесь и сейчас». Спрашивать о смысле жизни «вообще» настолько наивно, что я бы сравнил этот вопрос с вопросом, который репортер задает гроссмейстеру: «Какие ходы вы предпочитаете?» Разве существуют определенные шахматные ходы, всегда выгодные и тем более наилучшие, независимо от совершенно определенной ситуации, от конкретного положения фигур на доске?" (Франкл, "О смысле жизни").

Интересно, что гораздо раньше к такому же подходу пришел Ухтомский в своем осмыслении доминанты. "Дело в том, что мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и людях то, чего искал и заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это, можно сказать, «закон заслуженного собеседника». <…> В том, как поворачивается к тебе мир и как он кажется тебе, и есть суд над тобою. Каждое мгновение мир ставит перед человеком новые задачи и предъявляет ему новые вопросы; а человек отвечает всегда в меру того, что успел в себе заготовить из прежнего; таким образом, каждое мгновение мира выявляет в человеке то, что есть в его сердце, - и в этом суд и судьба (суд - судьба) над человеком. «В чем застану, в том и сужу тебя!»"

Reply

staerum May 10 2023, 11:22:58 UTC

> он не дается "извне", а вырабатывается "изнутри", по сумме обстоятельств, внешних и внутренних.
Тут как считать. Где у восприятия "нутрь", а где "наружь" - вопрос сложный. Если мне пришла мысль или откровение - оно откуда пришли "извне" или "изнутри"? Всякое внешнее восприятие всё равно как-то интегрируется и тоже уже не вполне понятно, оно само по себе такое, наружное или так интерпретировано?

В любом случае мне кажется верно, что мы попадаем в структуры застывших форм и должны её "изнутри", "своими силами" интегрировать. У животных с этим проще - культуры нет, смысл протекает насквозь. "Животная витальность". А у нас надстройка из лабиринта знаков.

>  Спрашивать о смысле жизни «вообще» настолько наивно, что я бы сравнил этот вопрос с вопросом, который репортер задает гроссмейстеру: «Какие ходы вы предпочитаете?» Разве существуют определенные шахматные ходы, всегда выгодные и тем более наилучшие, независимо от совершенно определенной ситуации, от конкретного положения фигур на доске?
Тоже поспорю. Тут есть вполне резонный, осмысленный ответ - я предпочитаю ходы, ведущие к победе. Существуют ли такие ходы? Ну раз он гроссмейстер - значит умеет их выбирать и они существуют.

Ухтомского мне уже дважды рекомендовали, и вот третий раз. Видимо надо браться. Спасибо!

> "мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами!"

Точно!

> В том, как поворачивается к тебе мир и как он кажется тебе, и есть суд над тобою.

О!

> каждое мгновение мира выявляет в человеке то, что есть в его сердце, - и в этом суд и судьба
Это, практически пересказ второй главы Питерсона )

Кстати, Питерсон кажется тоже Ухтомского упоминает, хотя в основном ссылается на Пиаже.

Reply

amarinn May 10 2023, 11:39:35 UTC

***Где у восприятия "нутрь", а где "наружь" - вопрос сложный. Если мне пришла мысль или откровение - оно откуда пришли "извне" или "изнутри"?***

Понятно, что тут градация, но я бы делила прагматически - по уровню интегрированности в структуру личности. Собственно, почему мои любимые сюжеты постоянно про то, как кто-то нашел себе Очень Большой Смысл Жизни - а потом этот смысл себя исчерпал, и надо как-то жить дальше. "Рок-н-ролл мертв, а я еще нет" - и что с этим дальше делать.

А если брать мистическую рамку - в ней "центр личности" и "центр Бога" совпадают, поэтому для откровения такое различение не имеет смысла.

***я предпочитаю ходы, ведущие к победе. Существуют ли такие ходы? Ну раз он гроссмейстер - значит умеет их выбирать и они существуют.***

Да, но из них нельзя выделить универсальный вариант, который будет работать для всех, вне контекста "партии", в любой ситуации. Собственно, это та же самая ситуация как со смыслом высказывания - смысл высказывания можно понять только в контексте говорящий-слушающий-ситуация. "Раввин и викинг в жарком споре сошлись на том, что сила в Торе":)

О, Ухтомского очень советую, есть отличный сборник "Доминанта", там в начале научные статьи, а в конце дневники. Очень вдохновляющее чтение:)

Reply

staerum May 10 2023, 11:41:56 UTC

Схематизировать смысл, конечно, невозможно. Как говорят даосы "Смысл выраженный словами не есть истиный смысл". Ну или как-то похоже.

Но при этм культура существует и занята она именно этим - схематизированием смысла. У гроссмейстера школа, ученики, разбор партий.

Так что с одной стороны невозможно, а с другой - мы знаем, что задача не имеет решения, мы хотим знать как её решить.

Тут мы уже возвращаемся к теме книги - не получается на рациональных основаниях, буквально, приходится метафорически, мифологически, архетипически. Используя литературу или совсем нетекстовые формы.

Мочи ж нет, ну. Надо выражать, а выражать и есть давать форму, создавать отпечаток, знак, схематизировать.

Reply

amarinn May 10 2023, 11:45:44 UTC

Ну да, асимптотическое приближение, жутко увлекательная вещь:)))

***не получается на рациональных основаниях, буквально, приходится метафорически, мифологически, архетипически.***

Разумеется, потому что человек не состоит из одного рацио, очень много завязано на телесности, эмоциях и довербальных (или вневербальных) штуках. Собственно, чем искусство и привлекает - оно позволяет дайвинг на те слои, к которым через рацио нет доступа.

Reply

staerum May 10 2023, 11:54:55 UTC

Но как заманчиво спуститься туда вглубь со своим схематизатором и картографировать, картогрфировать, картографировать!

Reply

amarinn May 10 2023, 11:56:09 UTC

Ахаха, не то слово:)))

Reply

u_chitelka May 10 2023, 11:23:58 UTC

Считая смысл иллюзией - вовсе не обязательно считать основанием жизни обман, такое понимание смысла просто подготавливает к тому, что действительно встреча с реальностью может что-то скорректировать в понимании этой реальности. Деятельность в качестве смысла жизни действительно воспринимается непосредственно - то есть - это просто чувствуется, ощущается так - и нет рациональных оснований именно то дело считать смыслом своей жизни, которое так воспринимается... Мне уже под 70 - и на сегодняшний день мне кажется, что для меня так обстоит дело... И мне кажется, что считать иллюзией то, что любимое дело даёт жизни смысл - это хорошо, защищает от того, что может это дело обесценить в качестве смысла. И защищает от того, чтобы счесть, что когда кто-то другой чем-то очень увлечённо занимается - то это не является ценностью, если самому не кажется ценным и важным.

Называя наше восприятие иллюзией - мы просто напоминаем себе о возможной его неточности, мне кажется. И смысл так же - самое важное и полезное дело может конкретному человеку смыслом жизни не стать, а восприниматься так, что - уважаю тех, кто это делает, но пусть это делают другие. И только что-то одно из всего этого важного - и не самое важное - вдруг - смысл... очень похоже на иллюзию...

Reply

staerum May 10 2023, 11:28:59 UTC

Это интересное прочтение "иллюзии" и при такой интерпретации я, наверное, не имею возражений.

Интерпретация мира не совпадает с реальностью на сто процентов и всегда остаётся пространство для коррекции. Смысл это динамический феномен, уточняемый в каждый момент времени через восприятие отклика от реальности и в этом смысле он никогда не окончателен.

Как в цитате Ухтомского из комментария amarinn

"Дело в том, что мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и людях то, чего искал и заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это, можно сказать, «закон заслуженного собеседника». <…> В том, как поворачивается к тебе мир и как он кажется тебе, и есть суд над тобою. Каждое мгновение мир ставит перед человеком новые задачи и предъявляет ему новые вопросы; а человек отвечает всегда в меру того, что успел в себе заготовить из прежнего; таким образом, каждое мгновение мира выявляет в человеке то, что есть в его сердце, - и в этом суд и судьба (суд - судьба) над человеком. «В чем застану, в том и сужу тебя!»"

Reply

yuritikhonravov May 10 2023, 12:16:20 UTC
"смысл это то, что заставляет жизнь жить, а не сдохнуть"

Во-первых, смысл жить - это и смысл умереть [за что-то]. Во-вторых, есть такие смыслы, которые вовсе не заставляют жить. Например, смерть и небытие - это тоже смысл.

Reply

staerum May 10 2023, 12:19:22 UTC

Апоптоз как форма смысла. Да, пожалуй, это верно.

Тогда можно сократить "смысл это то, что заставляет жизнь". )

Reply


Leave a comment

Up