Карта смысла: комментарий

May 05, 2023 15:11


Ув. evan_gcrm в одном недлинном обсуждении сформулировал важную идею имеющую значимое отношение к Карте Смысла, которая обсуждалась в предыдущем посте:


Мы воспринимаем мир не как независимую от наблюдателя реальность, а в форме потенциальных действий, сформированных текущими потребностями и другими личными качествами субъекта-воспринимающего.
Например: когнитивные структуры, имеющие решающее значение для зрения, представляют собой упреждающие схемы, которые подготавливают воспринимающего к восприятию определенных видов информации, а не других. Поскольку мы можем видеть лишь то, что знаем, как искать; именно эти схемы (вместе с фактически доступной информацией) определяют, что будет восприниматься.

Познание по своей природе связано с потенциальным движением тела. То есть действие взаимосвязано с восприятием, активно влияя на создаваемую в мозге модель воспринимаемой через органы чувств окружающей среды.
Получаеться, что на восприятие окружающей среды влияют наши возможности и само действие.
Мы видим мир как бы через призму того, что мы можем с ним сделать.

Окружающий мир - не просто мир вещей, а мир актов действия; познание, по сути тождественное жизни, представляет собой извлечение смыслов; разные живые организмы живут в разных когнитивных и жизненных мирах.
У каждого биологического вида есть свой «окружающий мир», определяемый его телесной организацией, числом и строением органов чувств, устройством нервной системы и этот «мир» почти не сравним с «мирами» биологического существа иного биологического вида.
Можно также сказать, что «окружающий мир» состоит из знаков, которые мы получаем через органы чувств и интерпретируем (карта).

Jakob von Uexküll ввел такое понятие - Umwelt .
Umwelt - это мир смыслов. В понятии "Umwelt" подчеркивается субъективность и смысловая определенность мира живого существа. А смыслы появляются постольку, поскольку животное воспринимает и действует в окружающем его мире избирательно.
Мир человека - это мир символов языковой, мифологической, религиозной, художественной, научной реальности. Социальная среда наполнена разнообразными символами, обозначающими положение в обществе, социальные роли, отношения власти и подчинения и т.п. Символы свертывают в себе разнообразные смыслы, доступные для понимания и часто неоднозначного толкования.

Живые системы являются когнитивными системами, а жизнь является процессом познания. Окружающая среда организма не эквивалентна миру, видимому просто через линзы физики и химии. Живые существа оформляют мир в значимые для них области взаимодействия и, следовательно, создают собственную окружающую среду смыслов и валентности.
Знания не пассивно приобретаются организмами как когнитивными агентами, но активно строятся ими. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.

Рациональность не может подчинить Umwelt, поскольку чистой объективности недостаточно внутреннего содержания (зова) для навигации в действительности. Но она может обнаружить его, как умная и внимательная рыба - воду, и описать, дав ему новую жизнь в культуре, не столько мифологическую, сколько уже мета-мифологическую.

карты смысла

Previous post Next post
Up