Monrepossa Talvella

Jan 27, 2015 18:22

Этой зимой наступило время исполнение всяческих ледовых задумок, на которые прежде не хватало решительности или просто времени. Одной из самых легких в исполнении и одновременно желанных была зимняя поездка в выборгский парк Монрепо с прогулкой по замерзшему заливу до острова Людвигштайн ("Остров Мертвых" в народной этимологии). Погода нынешней зимой к этому располагает: с одной стороны, в Ленобласти  устойчивая минусовая температура, с другой - сильные морозы и ветры нас пока обходят стороной. Так что настало время покорять остров, который в теплый сезон доступен только для лодочного десанта.




Прежде чем забраться на знаменитый холм, мы прошлись по всем основным видовым точкам парка, благо, центральная "цивилизованная" часть невелика. Зимний Монрепо приятно подтянут и чист, дорожки вычищены и даже (тут влияние финской традиции) усыпаны гранитной крошкой.



Несмотря на старания ногочисленных  отечественных  и зарубежных фанатов парка, главный объект комплекса - дом барона Николаи с огромным библиотечным флигилем в порядок так и не приведен. Кстати, библиотека была действительно велика - первый из владельцев усадьбы Людвиг Хайнрих фон Никола́и был "профессиональным" библиотекарем и книгочеем, а собрание из Монрепо составило немалую часть библиотеки университета Хельсинки.  Так что, не стоит удивляться, что книгохранилище размером почти  такое же как сама усадьба. Возвращаясь к состоянию построек -  даже в нынешнем потрепанном и законсервированном виде он смотрится гораздо лучше, чем подавляющее большинство усадеб исторических Ингерманландии и Карелии.



В отличии от медийной Ропши, здешний портик явно обваливаться не планирует. Но и хозяина, способного зарабатывать или "выбивать" из федерального бюджета такие деньги как ГМЗ "Петергоф" у парка нет. Здешний архитектурный музей-заповедник бедный "младший брат" для приведенных в порядок ближних пригородов Петербурга и любимый "блудный сын" для финнов, которые стараются подкармливать Монрепо по мере сил. Кстати, и на территории, оставшейся финской по результатам Зимней войны есть подобный ансамбль - удивительный парк Ауланко в городе Хяменлинна (Тавастагус).



Летом многие парковые затеи скрыты за листвой и понять композиционную задумку, заложенную в пейзаж не всегда удается. Зимой горизонт чист.



Памятник главному герою эпоса "Калевала" Вяйнемейнену в теплое время года тоже смотрится довольно забавно - его изваяли в облике древнегреческого философа, как и принято в академической школе. Зимой снег покрывает рунопевца и никаких ненужных ассоциаций уже не остается. Тем более на таком, действительно эпичном, гранитно-ледяном фоне.



То ли поляны щедрой Калевалы, то ли скалы мрачной Похьялы.



А вот и цель путешествия - остров Людвигштайн с капеллой Людвигсбург. Он же место упокоения нескольких поколений семьи Николаи, отсюда и прозвище "Остров Мертвых". До нынешней поездки я был уверен, что романтическая обшарпанность - часть задумки. На самом деле, штукатура обвалилась вполне естественным путем.



Вид на капеллу с северо-запада - летом ее можно снять в этом ракурсе только с лодки. Судя по старым снимкам, до войн и революций на всех четырех фасадах каменная кладка была раскрыта, а выбелены были исключительно стройные башни по углам.



Сама капелла сейчас (к счастью) закрыта и по крайней мере мусора в ней меньше, чем было десять лет назад. Захоронения тоже вычищены. Хотя на самом деле это уже и не могилы, а только пустые кенотафы. Подлинные захоронения были утрачены еще в 1950х, когда советские новоселы разграбили или повредили большинство исторических некрополей Выборга.



Остров со стороны, конечно, вдохновляет даже больше, чем при ближайшем рассмотрении. И все равно - от того, чтобы подняться на вершину холма не удержаться. Таким он и задуман, печальным, манящим и сколь возможно недоступным.

города, Выборг, кладбище, монрепо, острова, дорожное, парк

Previous post Next post
Up