В подавляющем большинстве случаев я сначала читаю книгу, а потом уже лезу в сеть и смотрю отзывы. И на этот раз все должно было быть именно так. И было. Отзывы я не читала. Просто краем глаза увидела кусочек личного мнения Игоря Князева, который озвучивал «Мистера Мерседеса» (нет, за эту рекламу мне не платили). «Поклонники Кинга разочарованно вздохнут», написал Игорь (цитата не точная, но смысл сохранился).
Какой эффект может оказать эта фраза на поклонника Кинга? «Я. Должен. Это. Прочитать». Почему? Потому что это Кинг, а каждую новую книгу Кинга его поклонники - и я в их числе - ждут с замиранием сердца. Тем более что Мастер нас постоянно троллит и обещает прекратить писать после следующей книги. Это нервирует, но мы ему не верим. И продолжаем ждать. Потому что лично у меня просто в голове не укладывается, как он может перестать писать. По крайней мере, добровольно принять такое решение.
Итак, «новая книга Кинга» - это призыв к действию. А когда дальше идет фраза «первая книга трилогии»… словом, книжный маньяк поймет, да.
Фразу «совершенно некинговская книга» в адрес последних произведений Мастера я слышала уже несколько раз. И «Мистер Мерседес» - тот самый случай, когда я могу ее повторить и сказать, что согласна. Это совершенно, абсолютно некинговская книга. Там нет ни хоррора, ни мистики. Триллера, заявленного в аннотации, там тоже нет, хотя есть уверенная заявка на триллер - и это книга явно не для слабонервных. Я бы сказала, что это психологический детектив. С двумя «но».
Во-первых, весь психологизм сосредоточен в одном персонаже. Это замечательный персонаж, но весь психологизм сосредоточен в нем, а в остальном сюжете наблюдается местами… и туманно наблюдается. Персонаж, к слову сказать, очень даже кинговский, выразительный, яркий социопат под фрейдистским соусом.
Во-вторых, детективный сюжет предсказуем, но здесь нужно учесть, что для меня 90 процентов детективов предсказуемы, так что это я не относила бы к недостаткам книги. Словом, если бы я читала «Мистера Мерседеса» без указания автора, я бы в жизни не признала руку Мастера. Так что первой мыслью было «о нет, это не Кинг, он такого написать не мог, просто не мог».
Первый импульс - категорично заявить «книга откровенно слабая». Что я, собственно, и сделала, не сдержавшись. Но потом поняла, что, сама того не осознавая, попалась в классическую ловушку. Любимый автор резко меняет жанр, а аудитория, включая самых преданных фанатов, воспринимает такое поведение в штыки. Как он мог так с нами поступить? Куда подевалась мертвая женщина в ванной из «Сияния»?
Куда подевался мир Темной башни? Ну, на худой конец, психическая фанатка из «Мизери»? Где замечательная атмосфера «Мешка с костями»?.. А знаете, что в этом самое забавное? Ведь я сама когда-то сменила жанр и потеряла всю аудиторию. Но все же попалась в эту ловушку. Скажите, разве не ирония? Классика жанра…
Мозг пока что не хочет отказываться от мысли «слабая, слабая книга, Мастер мог постараться и получше», но категоричности поубавилось. Что движет людьми, которые, услышав нелестный отзыв о книге, берутся читать произведение? Иногда - стремление этот отзыв опровергнуть. Иногда - стремление составить собственное мнение (и опровергнуть отзыв, опять же).
Есть такая читательская примета: если почти все отзывы о книге негативные, значит, ее следует прочитать. Не потому, что она окажется хорошей, но потому, что вещь вызывает резонанс, а, значит, заслуживает внимания - как минимум. «Мистер Мерседес» собрал очень разные отзывы, и это было предсказуемо: фанаты негодуют, восклицая, что Мастер нас предал, любители детективов довольны (хотя местами и не очень довольны), любители триллеров морщат носик («да, корона у короля ужасов уже заржавела»).
Читать ли? Определенно читать. Но если вы только начинаете знакомиться с творчеством Кинга, то начать это знакомство с «Мистера Мерседеса» - не самая лучшая идея. Это, безусловно, Кинг. Всегда есть вероятность, что читатель просто-напросто не раскушал роман. Всегда нужно принимать во внимание тот факт, что мы воспринимаем прочитанное на основе прошлого опыта, а он у всех разный. А о том, что вкусы у всех тоже разные, говорить не нужно - это понятно без слов. Так что - читать, конечно, читать. В конце-то концов, у автора есть право сменить жанр!
Ну, и на сладкое - кое-что о трилогии. Вторая книга называется «Кто нашел, берет себе», и это самый что ни на есть свежачок, на русском языке вышла в ноябре 2015. Третья книга называется «End of Watch», и Мастер обещал нам ее в 2016 году. Ждем с трепетом и легким опасением.