- Какие сказки больше всего любят люди? - спросил Кот.
- Сказки о смерти, - ответил Город.
Кот сидел на крыше, по кошачьему обыкновению, устроившись на самом ее краю, по-кошачьи умудрялся не падать и не мерз - тоже по-кошачьи. Город по случаю рождественских праздников приоделся: по-королевски белая шуба. Снега в этом году выпало много, а маленький ледяной городок в старой половине построил на целый месяц раньше срока.
- Сказки о смерти? - удивился Кот. - Но смерть существует и без сказок.
- Иногда, - ответил Город, - люди рассказывают сказки для того, чтобы превратить реальность в вымысел. Смерти они боятся больше всего, а поэтому к сказкам о смерти у них особое отношение.
Кот пошевелил пушистым хвостом. Они с Городом познакомились еще в прошлом веке, когда был жив Основатель. Тогда все было иначе: другие дома, другие люди, другой воздух. Это сейчас Город разросся, куда ни глянь - небоскребы, торговые центры, дороги, машины, шумная толпа. Город разросся, но все же остался прежним Городом, только сегодня он не принимался откровенничать с первым встречным. Он говорил только с тем, кто был готов его слушать. Кот умел слушать.
- Но если люди так боятся смерти, то почему же каждый год в начале января они обещают себе и другим начать новую жизнь? Нельзя начать жить заново, если ты уже жив. У тебя есть прошлое. И расстаться с ним можно только в том случае, если ты умрешь.
Когда-то Кот был маленьким котенком... так думал Город. Кот был маленьким котенком не один и не два века назад, а появился здесь уже взрослым Котом. Темно-синим Котом, потомком древнего рода темно-синих Котов, хранителем пространств, когда-то жившим в доме Основателя. Но все знали, что на самом деле Кот нигде не живет. Он принадлежит Городу - такова судьба всех хранителей. Город любил Кота не только за то, что он умел слушать, но и за то, что он умел задавать вопросы.
- Люди любят обманывать себя, - сказал Город. - Это отвлекает их от печальных мыслей.
- Если так, когда же они успевают жить?
- Они не умеют жить.
- Что это значит - уметь жить?
Город наблюдал за ночными улицами. В старой половине, как всегда, было тихо: газовые фонари, заснеженные особняки, уснувшие на зиму деревья в садах, вода реки, в темноте казавшаяся черной. В новой половине движение замирает только в сумерках. Город переводит дыхание для того, чтобы отдохнуть от деловой суеты и окунуться в ночную жизнь. И так - до рассвета. Ни минуты тишины, ни минуты бездействия.
- Вот главный секрет, Кот, - сказал Город. - Некоторые люди думают, что жизнь - это что-то, что случится с ними в будущем. И не задают себе очевидный вопрос: если моя жизнь случится в будущем, то чем же я занимаюсь сейчас? Уметь жить, Кот - это иметь смелость признаться в том, что мы живем сегодня. Прошлое осталось позади. Будущее еще не наступило. Завтра этот день тоже станет прошлым. Сменится месяц. Сменится год. А люди все ждут будущего, той минуты, когда можно будет жить по-настоящему. Но она не наступит. Такие люди могут не бояться смерти. Они никогда не умрут, потому что никогда не начинали жить по-настоящему.
- Можно ли им это объяснить?
Город не ответил. Кот снова покачал пушистым хвостом и поймал лапой пару снежинок. Ветер успокоился, снег покрывал дома и улицы пушистым одеялом. Такой снег, какой и должен идти под Рождество.
11/01/2016