В предыдущих сериях:
Письменные практики: вступительная статья Письменные практики: дневник проекта Легенд о дневнике Пифагора так много, что до правды мы вряд ли докопаемся, но можно привести все истории к общему знаменателю и сделать два вывода.
Либо-либо.
1. Пифагор рекомендовал своим ученикам вести такой дневник.
2. Пифагор сам вел такой дневник.
И третий вариант: Пифагор сам вел такой дневник, осознавал его пользу, а посему рекомендовал ученикам делать то же самое.
Для дневника Пифагора нам понадобится немного - как и в случае с остальными письменными методиками:
1. Тетрадь. Простая. Чем проще, тем лучше. Желательно, тетрадь формата А-4 в широкую линейку, но тут все зависит от личных предпочтений.
2. Ручка. Можно взять простую, а можно взять навороченную и вдохновляющую. Или простой карандаш, если он вас вдохновляет и мотивирует - знаю людей, которые пишут свои дневники исключительно простым карандашом.
Суть дневника Пифагора проста. Многие делают ежедневные записи. Точнее, ежевечерние - мы говорим о вечернем дневнике. Мы фиксируем события дня, записываем успехи и неудачи, делимся впечатлениями и анализируем мысли и эмоции, но делаем это бессистемно. Сначала мы воодушевлены тем, что завели дневник, делаем длинные записи. Через неделю-другую записи становятся короче, да и дневник открывается все реже. Проходит месяц, магический срок - и мы откладываем вечерний журнал, начисто забывая о нем.
Не знаю, что писать в дневнике. Ничего не приходит в голову. Как люди ведут дневники годами?..
Дневник Пифагора - это ежевечерние записи, сделанные на основе четкого списка вопросов. Теперь вы уже не сможете сказать “не о чем писать”. Что до списка вопросов - можно создать свой, подходящий именно вам. Лично я выступаю за то, чтобы каждый писал свой список, потому что только вы знаете, что для вас важно, и на чем вы хотите акцентировать внимание в конце дня.
Ниже я предлагаю один из вариантов списка.
1. Погода, наблюдения за природой, разные красивые штуки типа восхода, заката или чистого неба, которые оказали на вас впечатление в течение дня.
2. Яркие события.
3. Чего я сделал должного.
4. Чего я не сделал должного.
5. Какие поступки заслуживают одобрения?
6. Какие поступки заслуживают порицания?
7. Чему я сегодня научился, узнал ли что-нибудь новое?
8. Сильные эмоции.
9. Люди, с которыми я познакомился/о которых я услышал и хочу познакомиться.
10. Здоровье. Оцениваем и общее самочувствие, и уровень энергии.
Вот что я добавляю к этому списку.
1. Событие дня либо главное достижение дня - у меня это в девяноста девяти процентах случаев одно и то же.
2. Инсайт (озарение) дня.
3. Эмоцию дня - то есть, эмоцию, “под звездой” которой прошла большая часть дня. Например, предвкушение чтения следующей главы, написанной соавтором.
Ежевечерняя работа над дневником должна занимать не менее тридцати минут. На вопросы следует отвечать развернуто - как минимум три длинных предложения или пять коротких. На первых порах можно засекать по пять минут и размышлять над каждым из вопросов.
Чему нас учит дневник Пифагора, мой друг? ©
- осознанному отношению к тому, что происходит вокруг;
- более глубокому восприятию окружающего мира - речь идет, в том числе, и об эмоциональном восприятии;
- он развивает в нас полезную привычку к самоанализу, без которой даже само по себе слово “саморазвитие” не имеет права на жизнь, не говоря уж о процессе саморазвития;
- он учит нас говорить себе правду;
- он помогает нам формировать вечерний ритуал. Кто-то в этот ритуал включает еще ряд вещей, например, дыхательную гимнастику и медитацию, а кто-то остановится на дневнике. Все лучше проверки электронной почты со смартфона перед сном.
Вести дневник - это не только писать каждый вечер, но и волшебство
Записи подлежат еженедельному перечитыванию. Час с хвостиком свободного времени, покоя и тишины, которые позволят вам сосредоточиться на ваших мыслях. Дневник перечитывается с маркером в руке. Что вы будете выделять - дело ваше, но маркер обязательно возьмите. Вы найдете, что подчеркнуть.
По завершении процесса чтения вы делаете запись с итогами недели. Список таков.
1. Событие недели.
2. Достижение недели.
3. Чего я сделал должного - выделяем три самых важных вещи.
4. Чего я не сделал должного - выделяем три самых важных вещи.
5. Какие поступки заслуживают одобрения - выделяем три самых важных поступка.
6. Какие поступки заслуживают раскаяния - выделяем три самых важных поступка.
7. Чему я научился за эту неделю, узнал ли что-нибудь новое - выделяем три самых важных вещи.
8. Знакомство/встреча недели. Напомню, не обязательно личное знакомство.
9. Здоровье: как я себя чувствовал на этой неделе? Какой была моя работоспособность?
10. Инсайт (озарение) недели. Можно и несколько. У меня тут бывает список из трех-пяти пунктов как минимум.
11. Эмоция недели.
Итоги месяца подводятся аналогично, итоговым записям недель. Только “неделя” в списке заменяется на “месяц”.
Вести дневник Пифагора регулярно - как?
Пока дневник воспринимается как неприятная обязанность, он пользы приносить не будет. Здесь нам помогает список вопросов. Вероятно, у вас есть наставник, с которым вы можете обсудить ту или иную проблему или сложность, вероятно, нет. Наставник иногда бывает “заставником”, но привыкать к регулярному подведению итогов дня вам придется самостоятельно. Порой это бывает непросто, особенно если вы такого никогда не делали. Да и записи на первых порах не особо радуют. Какие рекомендации можно дать в таком случае?
1. Садитесь за дневник в одно и то же время. Если по каким-то причинам это невозможно, то привяжите его к определенным событиям. Я включаю работу с дневником в вечерний ритуал, делаю записи до того, как отправиться в кровать с книгой. Проще говоря, создайте себе мини-режим саморазвития.
2. Не пытайтесь оценить написанное с литературной точки зрения. Как писатель, я могу сказать, что это задача непростая, но стоит того, чтобы себя переучить. Важна суть записей, их смысл, а не то, как они выглядят. Да пишите хоть вообще без запятых, если вам так угодно. Это же ваш дневник.
3. Хочу предостеречь тех, кто надумает писать дневник в ЖЖ. Не стоит. Вы можете быть уверенными в том, что до конца откровенны, однако это не так: информацию, которая идет “в массы”, мы подсознательно фильтруем. По этой же причине не стоит печатать дневник на компьютере: даже если вы не выкладываете это как статью или пост в блоге, привычка фильтровать мысли никуда не уходит. Печатаю на клавиатуре=фильтрую.
4. Как я уже сказала выше, первое время записи не радуют. Не концентрируйтесь на плохом. Не говорите себе “я полное ничтожество”. Лучше поразмышляйте о том, как можно исправить положение, и тут же начните составлять список практических шагов. И воплощайте их, не откладывая.
5. Расскажите кому-нибудь о том, что ведете дневник, и красочно распишите пользу и прелести этого занятия.
Вдохновлять других и на своем примере показывать пользу того, что вы делаете - вот лучшая мотивация из всех существующих.
Я называю это “обращать в свою веру”, но звучит несколько радикально и фанатично. Так что пусть будет “вдохновлять других”.
6. Все же напишу это, хотя в наши дни это трудновыполнимая задача. Найдите себе наставника. Речь идет не о гуру (хотя было бы здорово) и не о ком-то особо просветленном. В роли наставника может выступать ваш хороший друг или человек, о котором вы можете сказать “авторитетный”. Задавайте ему вопросы. Делитесь мыслями, рассказывайте об озарениях. Наставник - это здорово.
В следующем посте - дневник настроений, друзья. Будет весело, не пропустите.
Анастасия Эльберг
anastasia.elberg@gmail.com