Выстрелы "за речкой" звучат все громче

Oct 18, 2015 17:44

Тем, кто воевал в составе советского "ограниченного контингента", хорошо знакомо выражение "за речкой". Смысл его понимаешь, когда узнаешь, что граница между Афганистаном и Таджикистаном проходит по реке Пяндж. События, которые сечас там, "за речкой", происходят, уже стали поводом для выступления Владимира Путина, о котором уже говорилось. Теперь нужно пояснить, что же он имел ввиду и какие события стали причиной столь серьезных оценок.

Талибы расчищают дорогу ИГИЛ (запрещена в России)
Прежде всего, это захват талибами провинции Кундуз. Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар указывает, что это самая крупная тактическая победа Талибана за последние 14 лет и добавляет, что "тем самым был опровергнут прогноз многих экспертов, что талибы неспособны захватить крупные города". По мнению Омара Нессара, кундузские события имеют и геополитическое значение для региона. Они показали, что афганские силовые структуры неспособны защитить страну от радикалов без прямого иностранного военного вмешательства.
При этом называть афганских исламистов "талибами" уже не совсем верно. Как указывают представители силовых структур Таджикистана, помимо талибов сюда входят боевики Исламского движения Узбекистана, "Ансаруллох", среди отдельных групп отмечены флаги запрещенной в России ИГИЛ. А многие эксперты прямо говорят, что этот "террористический интернационал" расчищает ей дорогу

Сможет ли Таджикистан сам отразить агрессию?
В Душанбе отлично понимают степень опасности. Еще 30 сентября, когда талибы захватили уезд Имам-Сахиб, расположенный примерно в 20 километрах от пограничной реки Пяндж, таджикские пограничники начали передислоцироваться на стратегические высотки, усиливать скрытые посты и минировать наиболее опасные участки границы.
Однако обозреватель и эксперт по деятельности исламистов Умед Джайхони призывает не испытывать никаких иллюзий по поводу боевого потенциала таджикской армии и ее морально-боевых качеств. Он подчеркивает, что "Исламское государство" (запрещено в России) вполне может найти сторонников среди жителей Таджикистана: "сегодня люди от безысходности готовы за деньги даже душу дьяволу продать. Также к боевикам могут примкнуть обиженные властью. А измена полковника Гулмурода Халимова и так называемый мятеж генерала Абдулхалима Назарзода лично у меня вызывает сомнения в надежности наших спецслужб и военных".

Россия наращивает группировку
По просьбе Эммомали Рахмона, с которой он лично обратился к Владимиру Путину, Россия уже перебросила на 201-ю военную базу в Таджикистане вертолеты Ми-24П и Ми-8МТВ. Сформированная авиагруппа будет базироваться в Гиссарском районе Таджикистана, на аэродроме Айни, в 30 километрах от Душанбе. Таджикские источники утверждают, что вертолеты готовятся заниматься перевозкой грузов, прикрывать войсковые колонны и высаживать тактический десант, а также ставить минно-взрывные заграждения, эвакуировать больных и раненых, проводить воздушно-инженерную разведку местности.
Кроме очевидных резонов, связанных с поддержкой союзника по ОДКБ, у России есть и другая мотивация, потому что ставки в этой игре хорошо понятны. Как говорит военый эксперт Аминулла Хабиби, цели талибов и поддерживающих их группировок не ограничиваются севером Афганистана, а связаны с проникновением в страны Средней Азии и на Кавказ.


Хроника

Previous post Next post
Up