Образование на этой неделе пышет новостями. Сейчас минобр заявил, что с 1 сентября текущего года учить историю школьники будут по трем учебникам на выбор. Три - не один, уже хорошо. Единообразие, даже в формулировках, побуждает школьников не думать, не вступать в диалог, а мыслить шаблонами, одним возможным ответом.
Собственно, к единому учебнику только этот вопрос и был. Отсутствие диалога и безаппелятивность авторов учебника в некоторых вопросах не оставляют шансов школьникам учиться делать выводы, анализировать. Ирина Яровая, как главный ньюсмейкер темы учебника не хочет понять одного, что учит она не орруэловских героев, а живых людей для которых аксиомой должно стать умение думать, а не подобострастно повторять ту идеологию, которую принято хвалить именно сегодня.
Впрочем в контексте XX века это непроходящая российская проблема. Советские учебники тоже были весьма ангажированными и если посмотреть на происходящее, то все вполне закономерно. Раз в десятилетие меняется парадигма и тексты учебников. Единственным светлым пятном было многообразие учебной литературы 90-х гг. Когда число учебников достигало сотни и там были темы для дискуссий.
Отдельно хочется упомянуть об анонсировании учебника "История зарубежных стран". Боюсь настолько идеологически выверенного учебника мир еще не видел, если он появится.