Православие, так или иначе, является краеугольным камнем русской государственности и цивилизации. Мне всегда было интересно развитие церкви и церковных отношений в России, а так же иконопись и церковное искусство. История отношений государства и церкви длинна и достаточно запутана. Этим и интересна. Поэтому я решил написать несколько постов про церковь в контексте российской истории. Начинать всегда удобнее с самого начала и двигаться к современности. Постов будет много, периодичность раз в неделю, может реже. Такие дела.
В современных условиях ангажированости церкви, появления всяких мракобесов вроде хоругвеносцев и Энтео, мне кажется холодный и непредвзятый взгляд на развитие церкви в России позволит взглянуть на этот исторический пласт с интересом, а так же увидеть, что некоторые происшествия уже случались и ничему нас не научили.
P.S. Это не академический труд, а просто попытка собрать во что-то удобоваримое мои записи, картинки и тому подобные вещи по истории церкви в России. Поэтому тут могут быть ошибки и неточности. Если вы их заметите, просто напишите об этом. Надо принимать во внимание6 что большинство летописей носят весьма фривольную датировку и огрехи связанные с постоянным переписыванием.
Есть что добавить, улучшить? Пишите на st.vasin@gmail.com
ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. РУССКИЙ КАГАНАТ
Гипотетическое государство во главе с русами упоминается уже в первой половине IX века. Этот период древнейшей для нас истории именуется Русским каганатом. Самое раннее упоминание о русском каганате относится к 839 году. Оно встречается в Бертинских анналах:
Бертинские анналы - летописный свод Сен-Бертенского монастыря, охватывающий историю государства франков с 830 до 882 годы.
Цитата:
Феофил император Константинопольский послал с ними также неких, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос, и которых, как они говорили, царь их Хакан называемый...
По очевидным причинам нет единого взгляда на историю Русского каганата ввиду скудости источников. Даже Бертинские анналы практически не дают никакой информации, а скорее повторяют дипломатическую переписку IX века.
Примечательным является использование слова «Каган» в обозначении правителей Росов, которое относится к тюркским титулам кочевых племен. Но, как мы увидим дальше ко второй половине IX века слово «Каган» полностью вышло из употребления.
Еще одним интересным упоминанием о Росах является «Анонимная географическая записка» второй половины X века составленная мусульманскими учеными и писателями Ибн Русте, Гардизи и Ибн Кутайте.
Худуд ал-Алам (араб. حدود العالم من المشرق الی المغرب) - географический трактат 982 года неизвестного персоязычного автора. Полное название сочинения: «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» - «Книга о пределах мира от Востока к Западу». Самый ранний образец географического трактата на персидском языке.
В 982 году в этом труде появилось первое упоминание о Русском каганата:
"Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окружённом озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян".
Как по мне лучшего описания ленинградских, псковских и новгородских болот и хлябей не сыскать. Выводы не сделаешь, но информация интересная.
Справедливости ради, необходимо упомянуть, что ряд историографов называют Русский каганат историческим фантомом, версия о котором основывается только лишь на упоминании слова каган.
О религии Русского каганата так же известно немного, но можно предполагать, что они были язычниками. Более ничего определенного историки на сегодня не имеют. Трудно судить о протогосударстве наших предков, но тем не менее это одна из версий.Об общепринятом начале российского государства конца IX века нам смогла поведать «Повесть временных лет», написанная правда в XI веке. Датированное упоминание Древнерусского государства в летописи относится к 852 году.
В следующей части я расскажу каноническую версию призвания варяг и о правлении Рюрика.