Как вы знаете, я люблю длиннофокусные объективы. Перспективу они передают не так, как привыкли видеть мы. В Фотосейле на Ленинском недавно появился старый добротный мануальный Vivitar 100-300 mm F/5 за разумные деньги - 2900 р (а мне достался ещё чуть дешевле). Тех, кто считает, что это дорого, прошу поделиться адресами мест, где подобного класса оптику продают дешевле. Ebay не предлагать. При цене объектива там в 20 долларов ещё от 2000 стоит доставка (и ещё неизвестно какой экземпляр приедет - резкий или нет).
Если вы считаете, что этот объектив слишком тёмный (я уверен, что такие комментарии непременно будут), укажите в комментариях ссылку на какой-нибудь другой объектив в данной ценовой категории - 3-4 тыс. р. со сходным диапазоном фокусных и светосилой, скажем, 2.0 или хотя бы 2.8. Фикс 300 мм F/4 не предлагать. Речь идёт именно о зуме.
Впрочем, соглашусь, что F/5 на 100 мм и правда темновато. Мне бы хотелось видеть нечто вроде 3.5-5 для таких фокусных.
Так вот, купил я сие чудо. Весит 902 г.
1. Виновник торжества.
2. С этого ракурса выглядит более солидно.
3. Через полчаса пользования оказалось, что у объектива есть встроенная бленда. Свою функцию выполняет отлично. И не люфтит.
4. Изменение фокусного расстояния достигается поворотом кольца, а не сдвигом хобота вперёд-назад. На мой взгляд, это удобно.
5. По достижении отметки в 100 мм жизнь не кончается. Колечко вращается дальше в сторону уменьшения фокусных. Так включается макрорежим.
Макро вполне неплохое - где-то с 15-20 см (пример будет ниже).
Конструктив приятный. Ход колец в меру тугой. Ничего не люфтит. Разве что родная крышечка одевается сверху и держится на честном слове. Приклеил внутрь неё тонкий пластырь - стала одеваться потуже и надёжнее.
По качеству картинки скажу следующее - за свои деньги вполне себе хорошее. Ничего выдающегося в плане резкости, но оно меня приятно удивило. Конечно, звенящей резкости на 300 мм на открытой нет, но и искать её там - дело неблагодарное. Идеала нет. К тому же ГРИП на 300 мм на открытой не такой уж и большой. Об этом тоже не стоит забывать.
Виньетирование на открытой практически отсутствует.
На объективе, как и полагается, есть шкала. Ход кольца фокусировки достаточно большой. Порядка 200-210 градусов. Перебега за бесконечность практически нет. То есть положение кольца "бесконечность" - это "вот прямо совсем бесконечность" (объекты в 2-3 км от камеры и далее). Если же до объектов 300-500 м, колечко слегка отводим назад. Приноровиться несложно.
Этим и ценна мануальная оптика - в любой момент можно достаточно точно выставить точку фокусировки. Очень спасает в сумерках (когда автофокус на автофокусных объективах уже начинает мазать, а ручная фокусировка неудобна по причине малого хода фокусировочного кольца). Поскольку ход кольца большой, небольшая погрешность наведения не окажет существенного влияния на качество картинки (чего не скажешь о моей Sigma DG 70-300 mm F4-5.6 - чтобы сфокусироваться на 300 мм, нужно двигать кольцо фокусировки на микроны).
Диафрагма 8-лепестковая. На F8 края отверстия с зазубринами. На 11 уже правильный 8-угольник. Диафрагменное кольцо имеет положения 5, 8, 11, 16, но никто не мешает установить его между щелчками (получив при этом, скажем, 6, 6.7 или 10.5).
Ну а теперь я покажу вам несколько тестовых кадров. Снималось из окна на руках. Камера Pentax K-5 II, ISO500. Освещение на улице так себе - шёл снег да и погода пасмурная. Специально не стал использовать штатив, чтобы показать результат "в боевых условиях". Оптический стабилизатор у меня в тушке.
Для тех, кто не понял: тестовые кадры предоставлены исключительно для демонстрации резкости и качества картинки. Не стоит искать в них художественную ценность, её там нет :)
Сначала показываю уменьшенную картинку после обработки (чтобы было понимание, чего можно получить на выходе при должной обработке), потом 100% кроп со ссылкой на полноразмерное изображение. Кропы и хай-резы представлены "как есть" - резкость и шумы не трогал. Правил только ББ, экспозицию, кривые.
Картинка после обработки - это хай-рез, уменьшенный в 2 шага в GIMP (Lanczoc3) и пошарпленный после уменьшения.
6. 100 мм на F/5. На улице ещё не до конца рассвело, и идёт снег. Картинка после обработки (в т. ч. уменьшение и шарпинг).
6.1. 100% кроп предыдущей фотки. Картинка как есть. Напоминаю, кропы кликабельны.
7. 200 мм на F/5. Снежок почти прошёл, видимость стала получше. До дома метров 200.
7.1. 100% кроп предыдущего кадра. Откройте хай-рез и обратите внимание, что в левом краю кадра (на доме) резкость не сильно меньше, чем по центру. Правая часть кадра находится вне зоны резкости.
8. 200 мм на F/8. Картинка становится получше.
8.1. 100% кроп (200 мм F/8). Фокус на доме. До него метров 300-400.
9. Дальше - интереснее. 300 мм на открытой. Думаю, этот кадр наиболее интересен (объектив брался именно из-за 300 мм и диафрагмы 5). Кадр после обработки.
9.1. 100% кроп 300 мм на открытой. Да, не звенящая резкость. А что вы хотели от такого сочетания фокусного и дырки? Если у кого есть примеры кропов с 250-300 мм на открытой диафрагме (не темнее 5.6), пришлите в комментах. Интересно сравнить.
10. 300 мм F/8 - наиболее часто используемое сочетание.
10.1. А вот и кроп 300 мм F/8. Я, конечно, ожидал качества повыше на чуть прикрытой. Но, может, не самый удачный кадр. Фокусировался на руках, снимал на руках через открытое окно. Само собой, на штативе качество будет получше.
11. А ещё у объектива есть неплохое макро.
12. "Я помню все твои трещинки..." © (100% кроп предыдущего кадра, резкость как есть).
13. А это снято на 300 мм с рук на открытой с расстояния где-то метра 1,5-2. Т. е. с минимальной дистанции фокусировки.
14. 100% кроп предыдущего кадра.
Вот такой фрукт - этот Вивитар "сто-триста". По мне так крепкий середнячок. Картинка - вполне неплохая за свои деньги. Она не то что бы мыльная, она по-киношному мягкая. Смотрел кадры с Tokina 75-300 4.5-5.6. Во-первых, темнее на длинном конце (несильно, но темнее). Во-вторых, резкость хуже и картинка какая-то пластиковая, плоская. Sigma 70-300 4-5.6 неплоха на 70-150 мм, дальше мыльновата.
Как будет солнечный день, сделаю ещё ряд тестовых кадров. Уверен, результат будет интереснее.
Если у кого есть примеры кропов с длиннофокусных объективов (300 мм или около того), накидайте в комментах.
Повторюсь: интересны именно 100% кропы (фрагменты или кадры целиком). Уменьшенные до экранного разрешения фотки неинтересны, т. к. ни о чём не говорят.