1917-й - год двух революций, Февральской и Октябрьской. В чем их суть, как они соотносятся друг с другом, и было ли "перерастание" одной в другую? Привычная формационная парадигма не адекватна, она не раскрывает главное.
Об этом - новая книга С.Г.Кара-Мурзы "Две революции - два проекта"
Мы привыкли видеть революцию как борьбу классов, групп политиков и власти. Но в глубине революции главное - взрыв понятий, идей, образов и пророчеств, любви и жестокости.
...Образ кризисной России должен быть составлен как целостность, а не только дисциплинарные модели (экономика, общество, культура и пр.). Интегральной моделью может быть цивилизация. Эта большая система может быть визуализирована, поскольку все фундаментальные противоречия и конфликты были увязаны с вариантами образа будущего России в момент сдвига мироустройства.
Экспансия западного капитализма, империализм и периферийный капитализм сдвинули Россию в новый цивилизационный кризис и сделал модернизацию императивом для государства и сложной нации.
Становление альтернативных проектов будущего с несовместимыми целями ценностями и векторами раскололо элиты - и провластные, и революционные. Было 5-6 проектов, все их перепробовала Россия. Каждый проект отражался в другом, каждая неудача обогащала знанием других.
В то же время началась консолидация массы. Совершенно новое явление - крестьянство на арене революции. Это был цивилизационный сдвиг мирового значения - матрица для всемирной крестьянской и национальной революции.
Успешным был советский проект, этот выбор вынашивали все, в том числе оппоненты и противники. В этом рывке было сделано много открытий мирового значения.
Важный фактор: в начале ХХ в., во время кризиса физики и изменения научной картины мира, возникла новая парадигма, «постклассическая». В науке стали различать два взгляда на природу: науку бытия - видение мира как стабильных процессов, и науку становления - нестабильность, переходы порядок-хаос, кризисы старого и зарождение нового. Так Россия стала ареной цепного процесса когнитивных конфликтов.
Монархическая власть и элита привилегированных сословий, включая значительную часть интеллигенции, были не готовы к такому резкому мировоззренческому сдвигу. Социальные, культурные системы стали быстро изменяться, между сословиями и группами возникло взаимное непонимание по важным вопросам. Привычная парадигма знания об обществе и государстве отказала. Произошла революция в сознании, а значит, и в познании.
Новизна проектов Ленина сочеталась со здравым смыслом так, что это было понятным массе трудящихся, но с трудом понималось политизированной интеллигенцией (включая элиту большевиков). Конфликт парадигмы марксизма с «нелинейной» картиной Ленина вызвал раскол русских марксистов, что во многом определил судьбы русской революции. Картины мира меньшевиков и большевиков были несовместимы.
Текст книги "1917. Февраль - Октябрь. Две революции - два проекта" на сайте www.kara-murza.ru:
Скачать архивированный файл (250 kb):
kara-murza.ru/books/Rev1917febokt/Rev-Ves-1.rar Скачать файл WORD (1600 kb):
kara-murza.ru/books/Rev1917febokt/rev1917febokt.doc