Хочу сделать акцент на некоторых сторонах этого события, которые как-то обычно ускользают из поля зрения, хотя это достаточно простые и очевидные вещи.
Во-первых, не просто избрание, а восстановление патриаршества, прерванного со времен Петра I. С избранием Тихона закончилась целая эпоха - синодальный период - в истории Русской Церкви.
В службе святителю Тихону много говорится о событиях его жизни, это неоправданно много по сравнению с тем значением, которое имело событие избрания русского патриарха.
Это событие можно поставить в один ряд с переносом столицы в Москву. Избрание патриарха и перенос столицы это два знаковых события: они ознаменовали (да-да, есть такое, почти забытое, слово!) поворот к той прежней, самобытной Руси, не кланяющейся перед Западом. Оба события произошли в условиях войны, перед лицом начинавшейся интервенции.
В связи с этим можно вспомнить историю появления легендарного головного убора красноармейцев.
7 мая 1918 года был объявлен конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и др. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ РВСР утвердил новый тип зимнего головного убора из мундирного сукна. За свой былинный облик в первое время своего существования красноармейский шлем получил название «богатырка», впоследствии его называли по именам военачальников, в части которых первым поступило новое обмундирование - М. В. Фрунзе и С. М. Будённого: «фрунзевка» и «будёновка». Последнее название укоренилось и вошло в словари русского языка.
(
Источник)
Как нетрудно заметить, новая форма также имела важное символическое значение. Тем, кто рисует солдат в буденновках на иконах, было бы полезно помнить об этом.
В-третьих, патриарх Тихон не побоялся произнести анафему разрушителям-разжигателям гражданской войны. Ни до него, ни после церковные иерархи не решались на такой шаг. Известны и другие, также весьма смелые действия, например, осуждение Брестского мира.
Но, что характерно, при такой активности святитель Тихон отказался благословить Белое движение - а он поначалу занимал достаточно определенную оппозицию к советской власти.
Наконец, ПСТГУ, носящий имя патриарха Тихона, несмотря на внешнее следование антисоветской "моде", продолжает ту самую линию: быть верным исторической Руси, знать и любить ее.