Наверняка, те, кто читают мои обзоры, где-то глубоко внутри задавали себе вопрос, а какой жанр игр я предпочитаю, собственно, больше всего? Ответ прост, друзья - любой. По правде говоря, я люблю игры с отличным сюжетом, на мой взгляд, это обязательная составляющая любого произведения и игры, в частности. Но тем не менее, есть некие механики, так сказать, геймплеи, от которых я получаю колоссальное удовольствие и скажем, мимо пройти физически не могу. Ну, видимо, это конечно же рол плэинг геймс, а так же стелсс игры. Да-да, черт побери, я не в состоянии покривить душой, используя какой-нибудь другой стиль игры, отличный от скрытного, если таков предусмотрен создателями. Поэтому мной так сильно ненавистен Кризис 3, где стелс якобы есть, причем ему отведено особое место, однако, он не работает. Таким образом, с опозданием в пол года, или даже больше, я осилил последний из рода Splinter Cell - Blacklist и конечно же, спешу поделиться своими, извините, очумевшими впечатлениями, увы, на этот раз в худшем понимании слова.
Пожалуй, следует начать, что игры с приставкой Tom Clancy's, а это имя недавно усопшего популярного американского писателя, на мой взгляд, напрочь лишены сюжета. Да и игры, знаете ли, сами-то по себе особо не блещут. Взять хотя бы Радугу шесть, если помните такую. Ну, или H.A.W.X., который кислотный авиасимулятор. Издатель нещадно эксплуатирует имя автора, даже после того, как его не стало и вот, в скором, кстати, очень надеюсь в порядке исключения, времени, нас ожидает выход Tom Clancy's Division, про якобы наступивший и минувший апокалипсис, ну да ладно. Сюжеты все строятся на фоне конфликтов разных стран, спец агентов, ЦРУ, ФБР, SPECNAZ и прочей клюквы, наряду с войнами, террористическими актами и другой, присущей автору, тематике шпионажа, скажем, времен холодной войны. Однако, для этого есть мною горячо любимый во всех своих проявлениях Metal Gear Solid и по всей видимости, господам из Ubisoft, наличие такого франчайза, скажем так, слегка портил жизнь, поэтому они лет так одиннадцать назад, сделать собственную MGS и назвали её, внимайте, конечно же,Tom Clancy's Splinter Сell.
Что представляла из себя эта игры? Ну, для начала, там было очень темно и единственный отличный цвет от черного, был зеленый, что и стало в последствии визитной карточкой серии. В ней был суровый полковник Сэм Фишер, который разруливал межгосударственные конфликты путем скрытого прохождения и только. Так же была акробатика и другие различные выкрутасы, а ещё огромное, количество гаджетов, на любой вкус. Проще говоря, это был действительно такой себе настоящий стелс-экшн, где большую часть времени отсиживаться в темноте, выжидая и изучая маршруты охранников, которых, между прочим, в некоторых уровнях нельзя было убивать. В игре было десять миссий и связаны они были конфликтом Грузии, вроде и США. Но если честно, было как-то все равно, ведь сюжеты был настолько заплесневелый и незаурядный, что для себя я сделал отметочку, что он и вовсе отсутствовал.
Игра была весьма утомительна. В том плане, что на протяжении всего повествования, ничего нового, по-сути, так и не происходило. Мы как ныкались от всех и вся, так до финальных титров продолжали этим заниматься. Поэтому прошел я её, можно сказать, из последних сил. Даже сейчас, изрядно проностальгировав, я зашел в YouTube и решил посмотреть пару фрагментов из игры. И знаете что? Я тут же выключил. Я сыт по горло первой частью Splinter Cell и меня не отпустило до сих пор.
Однако, видимо остальным игра пришлась по душе и спустя год, на прилавках красовалось продолжение, именуемое не иначе как Pandora Tomorrow и работала на видеокартах с наличием 2.0 шейдеров, а по сути, была в 2 раза короче, но в качестве туза в рукаве, содержала в себе такую экзотику, как а) миссии в джунглях, б) миссию в поезде. Собственно и всё. Спустя год, примерно, обзаведясь видеокартой с шейдерами, я все таки прошел Пандору и она мне не понравилась в том числе.
По, вероятней всего, счастливой случайности, я пропустил вышедшую тремя годами после Chaos Theory, которая тоже была темная и зелена, а вот в Double Agent, последующую, уже четвертую часть, я все таки поиграл. И она была более чем посредственной. Даже несмотря на то, что от оригинальных Splinter Cell я был, мягко говоря, не в восторге, да и вообще любви к серии уж точно не питал. Хотя и игра вроде была уже по-бодрей, ну, скажем, интригующее начало, Сэм Фишер агент под прикрытием, трудится во благо государства в тылу злодеев и постоянно должен выбирать меньшее из двух зол. Однако, не тут то было! А все потому, что если сюжет подтянули, то все остальное дали по тормозам, поэтому игра была весьма и весьма корявой в плане механики, а так же игрового процесса.
Потом вышла многострадальная Convition, где сначала нам анонсировали Сэма Фишера в роли бомжа, которые дрался стульями, а потом покрамсали, между прочим, интересную концепцию и в итоге выдали сказания, про якобы опустившегося на дно спец агента Третьего Эшелона, который мстит за смерть дочери весьма негуманным способом. Вот тут, думаю, пора бы остановиться и рассказать о практически свежих впечатлениях, ибо прошел я Conviction три года назад и все ещё помню, что мне нравилось, а что нет.
У меня всегда не было впечатления и мнения, насчет того, что из себя представляет Сэм Фишер, как типаж, как личность. Это был оловянный солдатик, крадущийся в тени, с сединой и хриплым голосом. Но в Conviction он превратился в машину смерти, которая избивает супостатов и пытает их, используя крышку от унитаза. Стеллс миссии сменились более добрым повествованием и даже новоиспеченная, для дегенератов, функция Mark and Execute, которая позволяла нажатием двух кнопок убить всех врагов в комнате, меня не особо расстраивала. А что разочаровало, друзья, так это отсутствие сохранений. Насколько же решение сделать в игре чек-поинты я считаю ущербным, вы даже себе не можете представить. Итак, предположим, вам нужно в тихую прокрасться мимо дюжины вооруженных супостатов, причем так, что бы вас никто не заметил, ибо в противном случае, миссия будет проваленной, а это значит, что придется начинать свой бесшумный поход заново. И все бы ничего, однако, практически у самого выхода, спустя десять минут игр в прятки, вас случайным образом замечает охранник, которому было суждено видеть через стены, на расстоянии километра. Каков итог?! Начинаем заново. Правда весело? Нисколечки! Особенно ,учитывая, что подобное повторение может затянуться на пятьдесят отчаянных попыток пройти этот вымученный отрезок. Таким образом, весьма увлекательная пострелушка с притянутым за уши весьма условным стеллсом, скорее бесила, нежели приводила в восторг, но тем не менее, нравилась больше других. Видимо потому, что наконец-то у Сэма появился четкий типаж, а события стали развиваться в какой-то ясной последовательности, однако, без откровений. Сэм избивал неприятелей, бывших друзей и соратников, обнаружил дочь вполне себе живой, а затем устроил феерический махач в штаб-квартире Третьего Эшелона, поубивав при этом кого только можно, что в конечном счете привело к тому...что несмотря на весь причиненный урон державе, Сэма Фишера оправдали и, например, в продолжении, поставили на очень ответственную должность, уже в Четвертом Эшелоне. Вот и сказочке конец. Ещё мне бросилась в глаза очень печальная деталь, а именно, какой-то весьма казуальный подход к игровому процессу. Уровни стали легче, а давней вариативности не стало в помине, будто бы след простыл. Поэтому чаще всего нужно было ныкаться, так сказать, напрямик, при этом по пять раз начиная с последней контрольной точки, за то что умер, или заметили. К слову, убивали Сэма ну очень быстро и, к счастью, безболезненно. А он нет.
Знаете, бывают редкие исключения, когда я не солидарен с игровой прессой. И таким исключением стала Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist, которую не расцеловал в зад, видимо, только я, так как из брезгливых. Так вот, благодаря этой агитации и наградам за триумфальное возвращение, я был вынужден прикупить себе последнюю часть шпионского боевика и собственно, за считанные дни её осилить.
Тут нужно учитывать тот факт, что Double Agent и Conviction, все дико ненавидели. Тем не менее, вступление игры и по-совместительству первая миссия, это есть ни что иное, как продолжение Conviction, с чего я, если честно, остепенел. Все та же "Отметь и Убей" функция маячит как бельмо на глазу, заставляя самых ленивых её использовать сплошь и рядом. Фишер без экипировки гасает по захваченной военной базе некими Инженерами, которые и станут занозой сами-знаете-где у нашего бессмертного агента. То есть как получается, вполне себе неплохой Conviction рвали на куски, а идентичный Blacklist вознесли к небесам. Для меня это было, по меньше мере, весьма странным, однако, бросив предрассудки, я принялся играть дальше.
Теперь Сэм работает не один и у него под его командованием есть целый авианосец, нашпигованный современной техникой, со специалистами в придачу. Кстати, все эти специалисты, бляха, ходячие клише. Хакер-ботан-интроверт, баба-расскажу-все-президенту и нигга-ЦРУ-забудь-все-чему-тебя-там-учили. Очень оригинально, правда? В общем, самолет не простой, а главное меню и социальное приложение. Тут и глобальная карта, и диалоги с командой, а так же статистика и даже покупка обмундирования с оснащением, для авианосца. И все это на честно заработанные. Да, друзья, американское правительство настолько нищее, что заставляет своих агентов искать как бы подзаработать и купить себе патронов, например.
Первый миссии после вступления, стали неким светом в темном царстве Сплинтер Целла, хотя бы потому, что они нагло позаимствованны из MGS, с лозунгом четвертой части No place to hide. Да, друзья, действие первых четырех, или трех миссий разворачиваются преимущественно в дневное время суток, к тому же, на поле боя, что делает стеллс невероятно динамичным. Больше нет никаких темных углов, коридоров, не знаю, труб, где можно отсидеться. Все время нужно двигаться. И это невероятное ощущения восторга. И я будто бы стал понимать, откуда все эти хвалебные отзывы, ибо играются первые миссии, ну просто фантастически!
Между прочим, в игре есть некая вариативность прохождения. Это ниндзя, который избегает любых столкновений и обходится без кровопролития, хищник, который вырубает жертв и действует бесшумно, а так же штурм, когда победоносно вооружившись АК-47, мы превращаем все в кровавую баню. И все вокруг завопили, мол, а это ли не то что нужно, господа? Тут, мол и так можно, и сяк. А я отвечу, что если бы все было именно так, как нам об этом говорили, то несомненно, эта идея выше всяких похвал. Однако, игра настоятельно подкидывает ситуации, когда нужно разнести все к чертям. Лично я оттягивал максимально момент, когда нужно взвинчивать курок автомата и валить супостатов пачками, но к сожалению, исходя из сценария, этот момент неизбежен. Взять хотя бы гениальный ход гейм-дизайна и втулить в игру миссии, где нужно играть компаньоном Бриггсом...в виде шутера от первого лица. Спрятаться при таком раскладе не ахти как удается, но и стрелять тоже, потому что механика игры заточена под перекаты и укрытия, а Бриггс этого сделать попросту не может. В конечном счете, окончательно отчаявшись, я намеренно купил самую громкую валыну из существующих, а так же снял глушитель с пистолета, прямиком отправившись на последнее задание. И тут я столкнулся с очень большим ляпом разработчиков. В среднем, на прохождение уровня в стиле "ниндзя", у меня уходило около сорока минут. А штурмуя - минут десять. Локации чрезвычайно маленькие и если играть в Блэклист, как в рядовой шутер, то проходится он буквально за считанные часы. Более того, насущная система чек-поинтов и отсутствие сохранений никуда не делась, что бесила меня ещё сильнее, потому как расстояния между контрольными точками настолько велики, что порой существуют миссии, где нужно пройти от начала, до конца, вообще ни разу не ошибившись, ведь в случае фэйла, начинать придется, ни много, ни мало, заново. Вообще.
Так вот, к моему глубочайшему сожалению, чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем каноничней становится Сплинтер Селл, со всеми вытекающими. Стало быть, теперь я понял, чему радовались журналисты. Ведь по сути, уже через пару миссий, на смену дневным уровням приходят традиционные мрачные окрестности в ночное время, что возвращает меня в прошлое, в частности, в те времена, когда от серии Сэма Фишера, не иначе как тошнило. Тем, кому было по душе играть в прятки по ночам, конечно же, новая часть покажется возвращением к истокам, однако, я не из тех людей, кто считает серию Тома Клэнси успешной.
Ну и под конец, хотелось бы сказать пару слов о сюжете, точнее о том, насколько он идиотский. Да, на это раз, он вроде как есть. В игре присутствует некий аналог интриги, при этом, сценарий резко куда-то улетучивается с момента эффектного пролога, вплоть до последней миссии. И не сочтите за спойлер, господа, но мотивацией главного злодея устроить очередную Мирову Войну, путем разжигания конфликтов меж странами, сопровождая и без того напряженную обстановку терактами, было лишь, внимание, желание владеть информацией. Ибо, как говорится, кто владеет информацией, владеет миром. И это при том, друзья, что в конце антагонист заикнулся, что связей у него, в двадцати странах, как минимум. Спрашивается, стоила ли игра свеч, если и так все было в ажуре? Вот и мне кажется, не очень.
При всей своей тупости, сценарий умудряется выписывать твисты, которые и без того усугубляют желание пройти игру до конца, но сильнее всего, к сожалению, поразили совершенно отвратительные диалоги персонажей и в частности, Сэма Фишера, который по-поведению изрядно мне напоминает главного героя убогой картины Бондарчука "Cталинград". Сэм ведет себя не иначе, будто бы у него одна извилина в голове, да и то, от прибора ночного видения.