О Магах. Между 4 и 5. Ч1.

Jun 25, 2018 17:26


Введение; Глава 1 ( с дополнением), Глава 2 Ч.1, Ч.2 , Ч.3, Глава 3 Ч.1, Ч.2, Глава 4 ч.1, ч.2, ч.3



11 друзей Армена

Сделал небольшую ошибку, вероятно, то что я сейчас напишу, надо было поместить во введение. Данной информацией я располагал, когда начинал писать эту серию статей и хотел поместить в послесловие. Но получил не в ЖЖ а от знакомых вопрос: «с чего? когда читаешь, что ты написал, создаётся впечатление, что речь идёт о совершенно разных религиях, но ислам практически однороден на всём Земном шаре«. Ну что же, значит настало время представить дорогим читателям: арабист, гебраист, исламовед (один из первых), да и вообще востоковед во всех проявлениях и просто замечательный



человек Ицхак Йегуда или Игнац Хольдциер. Чем замечателен!? Он совершил под патронажем венгерской академии наук в 1873-1874 годах путешествие по Сирии, Палестине и Египту и заключил, что »каждый из народов мусульманского Востока в понятие «ислам» вкладывает свой смысл, который может отличаться от других«. Вот так, не было в 70х XIX в. никакого не то что, единого ислама, не было о нём даже единого представления. Но: »На сегодняшний день работы Гольдциера считаются устаревшими и полностью опровергнутыми последующими исследователями.«, ну здесь не поспоришь, сегодня, безусловно виднее, как было более ста лет назад, при том что »последующие исследователи« анализировали современный им ислам, а не ислам современный Гольдциеру.



Игнац Хольдциер

Можно, конечно, задаться вопросом о компетентности венгерского учёного из нищей еврейской семьи. Но там учёности на кафедру хватит он получал образование в гимназии цистерцианского ордена, Будапештском, Берлинском, Лейденском и Лейпцигском университетах, проводил свои исследования в Оксфордском и Кембриджском университетах, дослужился до профессора, был член-корреспондентом Академий наук Венгрии и Российской империи. Был секретарём еврейской общины Пешта.

Ах да, непростительно будет не рассказать Вам о его духовном наставнике и творческом руководителе, можно и без них, но они замечательно дополнят картину.



Сенсей Игнаца Арминий Вамбери при рождении Герман Бамбергер.. Да, чтобы сразу заинтересовать и вы всё же прошли по ссылке: он был консультантом Брэма Стокера- автора романа »Дракула«и стал прообразом профессора Аврахама Ван Хельсинга, такие дела. Родился в бедной еврейской семье, точное место и год рождения неизвестны. Получил образование в католической школе, и во время подъёма вспышки национального самосознания заразился стал венгром. В антисемита прожжёного не превратился и с еврейской общиной связи поддерживал. С детства у него была парализована левая нога. У парня была сильная тяга к знаниям. Несмотря на физические недостатки, нищету, происхождение и прочие невзгоды в перерывах между работой (в детстве с матерью собирал пиявок, потом в подмастерья, когда учился чистил сапоги) выучил тайком (!) венгерский, немецкий и словацкий. Вообще был полиглотом и знал в том числе русский, при изучении турецкого увлёкся османской культурой и в 20 лет отправился в Стамбул в компании Йозефа Этвёша. В Стамбуле достаточно быстро дослужился до секретаря МИД Мехмеда Фауд- Паши (помните этого движителя Танзимата из Третьей Главы, так вот он был одним из соавторов современной турецкой грамматики, а как следствие одним из создателей современного турецкого языка, так что очень велика вероятность, что здесь не обошлось без »профессора Ван Хельсинга« опубликовавшего в 1858 турецко-немецкий словарь).

Вернулся в Будапешт, получил от АН награду и должность член-корреспондента. Разработал и продвигал теорию о тюркском происхождении венгерского этноса и при его жизни его теория доминировала над финно-угорской, это я к тому, что ещё во второй половине 19в века, представления были совсем иными, и неоднозначные споры шли об этносе в центре Европы, что уж там о верованиях аборигенов  живущих неведомо где.



из Будапештских босяков я , Герман Бамбергер

Итак, пожелав отыскать тюркские корни мадьяр, Арминий сменил прикид академика на наряд дервиша,назвался Решид Эфенди и отправился в путешествие, в котором он с караванами или паломниками посетил Иран, Курдистан, Ирак, Среднюю Азию и Афганистан, о своих приключениях оставил яркие мемуары, переведённые на несколько языков. Да, генерал Терентьев ставил под сомнение посещение Вамбери Самарканда, но подавляющее большинство экспертов отмечают, что это было первое подобное путешествие совершённое европейцем. За время своего путешествия Бамбери принимал ислам четырежды, всё встанет на свои места, если понять, что единой религии не было и он принял разные обряды





путешествие Бамбери, кликабельно.

Карта кликабельна, обратите внимание, считается, что Вамбери посетил святые места мусульман, но, ни в Мекке Медине, ни В Кербелле и Наджафе он не был.... В 2005 были рассекречены данные, что Бамбери работал на бритозскую разведку, но кто бы сомневался....

Стал крупной политической фигурой, он устраивал встречи сиониста Теодора Гертцла и султана Абдул-Хамида II, а с Морисом Рувье, премьер-министром Франции, решал вопросы по списанию правительственных долгов осман.



Ну а  научным руководителем, крышей в правительстве и указующим перстом обоих был великий венгерский писатель на недавно созданном венгерском языке (почти все его труды стали знамениты в переводе на немецкий), ярый борец за эмансипацию евреев в Венгрии, лидер венгерской весны, министр религии и народного образования в революционном правительстве, мастер юзанья взаимоисключающих параграфов (апологет национально-либеральной идеи), двойных стандартов (пламенно агитировал за равенство народов внутри Австрийской империи, но вот словаки или румыны внутри Венгрии, они ну как бы имеют право на язык или вероисповедание, но как бы к чему всё это) и , без каких- либо сомнений яркий оратор барон Йожеф Этвёш фон Вашарошнамень. Сей славный муж всерьёз занялся созданием национальной венгерской науки, небезуспешно, один из его сыновей был крупным учёным.

Ну и так что же наш Ицхак, помимо неоднородности ислама,

он первый указал на его синкретическое происхождение и  считал существенным влияние со стороны на него других религий, философских идей и юридических норм- наверное стоит пояснить: Хольдциера застал составляющие современного ислама на этапе объединения.

Представлял историю ислама как эволюцию идей и религиозно-правовых институтов, которым придавал самодовлеющее значение, то есть ислам развивался вслед за государством.

Да стоит отметить, что Хольфшиер совершил путешествие по Палестине и Сирии, перекрёстку торговых путей на по направлениям Турция, Иран, Египет, то есть по местам насыщенным разными религиозными идеями.

Да, конечно, возникает вопрос когда и кем разношёрстные движения. школы и секты были приведены под общий знаменатель? В более глобальном смысле разберём это в послесловии, но сейчас достану ферзя из рукава.

Если Йцхак, дошёл через страницы до нас как исследователь, хотя уши разведки из него не торчат разве что потому, что разведка там предполагалась венгерская, а по ряду объективных причин в сильную структуру она не выросла, а вот его корешок, соавтор и коллега в своей причастности сомневаться не заставляет: Христиан Снук-Хрюнгранье, (1857, Остерхаут- 1936, Лейден) на практике отработал как европейская метрополия должна использовать ислам как средство подчинения колонии и борьбы на её территории со всяким опасным инакомыслием.



Итак, голландский профессор всевозможных восточностей, культур, религий и языков, советник по делам коренных народов колониального правительства Нидерландской Ост-Индии (Индонезии) и пионер в научном исследовании ислама, преподавал теологию в Лейденском университете в 1884 году, он принял ислам (притворно), и с подачи османского губернатора Джидды, после успешной сдачи экзаменов был допущен к посещению святого города Мекки. Вернувшись в Лейден он издаёт в 1888 первый том своего труда »Мекка«, где реконструирует историю святого города и проливает свет на истоки ислама, ранние традиции и практики и первые исламские общины, и это был первый научный труд в этой области (ладно первый без грифа).

В 1889 он был назначен официальным советником голландского правительства по колониальным делам, а также личным советником генерал-губернатора ван Хейца, он принял активное участие в заключительной части (1898-1905) войны в Ачехе (1873-1914). Он использовал свои знания исламской культуры для разработки стратегий, которые значительно помогли сокрушить сопротивление жителей Ачеха и навязать им голландское колониальное господство, завершив 40-летнюю войну с разной оценкой потерь от 50 000 до 100 000 жителей и около миллиона раненых.

Снук поселился в Индонезии под именем Хаджи Абдул Джаффар, стал преподавать арабский язык в Батавии (Джакарте), женился на дочери коренного дворянина из Западной Явы (назвал брак «научной возможностью» для изучения и анализа исламских свадебных церемоний, из этого брака родились четверо детей), дружил с арабским Великим Муфтием Батавии , Хабибом Усманом бен Яхьи , который выпустил фетву для поддержки голландской войны против Ачеха.

На момент основания голландской Ост-Индии в 1800 году доминирующей монотеистической религией большинства коренных народов архипелага Индии был ислам . Из-за сильного религиозного синкретизма эта форма ислама смешивалась с элементами более старых религиозных убеждений.



Мечеть в голландской Ост-Индии 1900

Большинство христианских церквей придерживались принципов, установленных колониальным правительством. Протестантская и католическая миссия проявила должную осмотрительность в соответствии со стратегией правительства, но тем не менее пользовалась значительной автономией. Более того, голландский колониализм никогда не был основан на религиозном фанатизме. Однако в течение XIX века христианские миссионеры становились все более активными, регулярно приводя к столкновениям или трениям между христианством и исламом и между различными христианскими конфессиями.

Согласно политике, разработанной Dhr. Хрюнгранье, было значительно увеличено число прибывающих в колонию арабских купцов и богословов, выступавших за более ортодоксальную интерпретацию ислама, также была разработана программа по организации посещения Мекки и Медины жителями колониями, вернувшиеся хаджи давали арабам всестороннюю поддержку.

Он написал более 1400 статей о ситуации в Ачехе и положении ислама в голландской Ост-Индии , а также о колониальной гражданской службе и национализме, его труды легли в основу управления Индонезией до конца голландского присутствия.

Ладно о Снуке можно рассказывать очень долго, чего одна его теория «Дома Ислама и территории войны» стоит, нас всё- таки сейчас больше интересует Хольдциер, и самая вкусная часть его трудов....

продолжение следует...

цивилизация, ислам, история

Previous post Next post
Up