О Хадже: аль-Атабат О Хадже Дела персидские. О Хадже Не буду затрагивать многочисленные объекты паломничества иудаизма и христиан (ну и бахаи), там их в каждой деревне мешками: Хеврон, Тиверия, Набулус, Хайфа вы без каких-либо проблем можете прочитать о них, на просторах интернета написано достаточно.
Для меня осталось немного странным почему Амман не стал объектом паломничества. Могу предположить, что город ранее известный как Филадельфия, был местом почитания несколько других культов, оказавшихся немного за рамками современного суннизма, но как показывают современные тенденции всё впереди.
Дамаск
Большая мечеть, Дамаск
Насколько я понял в арабском мире (не местного, а в глобального плана), более применимо к городу название аш-Шам, напомню что Шам- это Сирия, при том что не в границах современной арабской республики, а Билад- аш Шам- территория от Нила до Ефрата (кстати, на флаге государства Израиль две синие полосы это две упомянутые реки). В общем, что происходило в Шаме как стране, стало локализоваться в Шаме как городе, поэтому история города обильно приукрашена событиями произошедшими в других географических локациях, напомню вам, что Дамаск- это место преклонения, ну или если проще Мечеть. Источники как бы и не сильно то скрывают, что рост города пришёлся на начало XIX в.
Сердцем религиозного города конечно же является мечеть Омейядов или Великая мечеть Дамаска. Мощные стены храма, говорят о его оборонительной функции. Согласно официальной истории на месте мечети в прежние времена были и языческое капище, и храм Юпитера и христианская церковь (будто это не могло быть всё одновременно с мечетью). Последняя кардинальная реконструкция пришлась на 1926 год.
Click to view
Как видим народ ведёт себя в храме очень непринуждённо: дети играют, кто-то просто прогуливается, читают книги, молятся, кто-то даже может просто спать.
Храмовый комплекс украшенный гигантским куполом вмещает в себя большой внутренний двор (120*50м) с бассейнами фонтанами, молельные залы, библиотеки, музеи в общем всё как в лучших домах Кербелы и Мешхеда.
вот здесь по мнению местной традиции хранится голова имама Хосейна
В стенах мечети, по некоторым авторитетным мнениям, нашла своё пристанище голова третьего непорочного имама Хосейна (тело напомню захоронено в Кербеле), но это не точно (существует более семи версий захоронения, самую экстравагантную встречал, что в Ашкелоне, на территории больницы Барзилай, версия форсится правительством Израиля, но отрицается фундаменталистами шиитами). Наличие такого артефакта привлекает интерес к храму со стороны шиитских паломников. Также хранится урна с пучком волос пророка Мухаммеда.
В центре молельного зала, находится могила пророка Яхве- Иоанна Крестителя, что привлекает к посещению храма паломников других конфессий. По местной традиции в саркофаге находится голова, отсечённая по приказу Ирода (опять же голова, занятное совпадение), но голова Иоанна Крестителя также хранится в Афоне, Риме и Амьене и даже в Нагорном Карабахе. (Ну что любопытствующий читатель, составишь табличку с параллелями между Предтечей и третьим непорочным имамом?)
гробница Саладдина
В небольшом саду у северного входа в мечеть находится могила Салах ад- Дина- легендарного победителя крестоносцев. Эту могилу посетил французский генерал Анри Гуро, после утверждения французской оккупационной администрации и обратился к покойному: «мы вернулись», намекая на продолжение эпопеи с крестовыми походами. Я уже
указывал на параллели между Саладдином и пасынком Мухаммеда Али Ибрагимом, в этом свете, визит дженераля более объясним (не как к противнику, а как к соратнику). В мавзолее два саркофага: новый мраморный и старый, в котором покоится прах.
Белый минарет
По белому минарету этой мечети перед Судным днём свершит своё сошествие на Землю Иисус Христос, день когда это свершится неизвестен, поэтому священнослужители мечети каждый день у входа в минарет стелят новый ковёр.
Находил упоминания, что северный минарет мечети служил маяком
В 50 км на юг от Дамаска находится шиитская мечеть Наби Хабиль, паломники посещают её чтобы увидеть останки библейского патриарха Авеля.
Алеппо
Халеб- был крупный транспортный узел, промышленный (да практически для тех времён индустриальный, именно там происходила выплавка металлов) и торговый центр, но вот столь же значимым центром религиозного паломничества так и не стал, точнее давайте так, скорее всего был, но он являлся звеном той же цепи, что и Самарра- Вавилон, торгового пути, чьё величие рухнуло с появлением Суэцкого канала. Сюда съезжались люди (да и свозили) со всего региона.
Крупнейшая мечеть города сегодня немножечко в руинах. По такой вот случайности Главная мечеть Алеппо, как и главная мечеть Дамаска носит название Омейядов, что просто обязано было внести путаницу в локализацию происходящих событий. Ну представьте какой-нибудь летописец пишет в Твери, что дело происходит в Кремле, а о том что в Москве есть кремль не имеет понятия, да и про Москву ничего не знает, потому и пишет дословно «в кремле», не балуя читателя более детальной локализацией, ну а современный читатель может и не иметь какого- либо понятия, что кремль кроме Москвы ещё где-то есть. Ладно я отвлёкся.
Когда-то конечно всё было намного культурнее и мечеть являлся объектом паломничества, особый интерес придавала этому процессу могила пророка
Захария (ну опять же одна из версий), притягивающая верующих разных конфессий.Что бы ни писали о древности мечети, но землетрясение 1822 года, заставило перестраивать её, как и всё Алеппо заново. Стоит добавить, что за стихийным бедствием последовали чума и холера, практически полностью уничтожившие население города, так что строительство могло начаться, только после завоза новой рабочей силы, на что тоже требуется время.
Аль-Кудс
Да я буду называть именно так, ибо как (когда, кем, почему) к этому месту прилипло современное Иерусалим никаких внятных объяснений нет, было поселение Аль-Кудс, и стало Иерусалимом, все предпосылки и объяснялки были подогнаны позже. Отвлекусь от направления главного вопроса: Иерусалим где только не находили, Хрусталёв в Париже, Фоменко в Стмбуле, кое-кто (в том числе ваш покорный слуга) в Праге, были ещё по-моему Москва и СПб, ну в общем правы все и не прав никто, так бывает, происходило натягивание крутой истории на местную географию, такое встречается довольно часто (не ну а зачем что-то выдумывать, когда в книге уже всё написано, а книгу ту на тот момент читали ой как немногие).
Не буду здесь затрагивать иудейские и христианские святыни, расскажу про мусульманские. Хотя нет, несколько слов набросать имеет смысл: все святыни что находятся на храмовой горе, вне зависимости от того какая конфессия на них претендует и какую там очень великую древность ей приписывают, строились практически в одно время, для всех людей что проходили через этот транспортный узел. Моё сугубо субъективное мнение: приступили в начале XIXв., вполне возможно, что-то было и до, но не такое массивное, плюс не забываем про землетрясения, которые разрушали всё что там эти ваши массоны понастроили до основания. Встречал утрированную шутливую формулировку что «начали строить на деньги армян», в чём то соглашусь, строить начали местные арамейцы. В 20-30 гг XIXв. пришли крестоносцы и Храмовая гора стала резиденцией тамплиеров. Потом пришли египтяне Мухаммеда Али во главе с Саладдином Ибрагимом, и вот здесь уже начали имущество делить на моё-твоё, но не сразу. Реконструкции и полноценное строительство разного рода объектов велось на протяжении всего этого времени: встречал данные, что некоторые минареты были построены Абдул-Хамидом 2 (умер в 1860), и множество объектов реконструировано под патронажем правящей династии Иордании, ну а про планы строительства Третьего храма на этом месте я думаю знают все, но вернёмся к нашим мечетям.
Храмовая гора 1910
С названиями возникает полная путаница, очень часто храмовый комплекс называют мечетью Омара, но это не так, мечеть Омара- это небольшая мечеть напротив храма гроба Господня, показательна своей легендой о том, что построена на том месте, где решил помолиться халиф Омар, не пожелавший войти в христианский храм, видимо здесь зафиксировано некое начало разделения церквей (хотя кто сегодня запрещает мусульманам молиться в церквях?).
Храмовый комплекс официально в мусульманском мире носит название аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф , то есть «Благородное Святилище», представляет из себя площадь размерами 480*300 метров обнесённую мощной стеною высотою до 40 метров, внутри расположены мечети Купол Скалы и аль-Акса.
Аль-Кудс был первой киблой мусульман, любые дальнейшие дискуссии о том, что ислам зародился в Хиджазе считаю наносящими вред здравому смыслу.
Первой киблой являлся
краеугольный камень, над которым впоследствии возвели мечеть
Изначально храм строился не только как место преклонения, но и как кров для паломников, а затем пришли крестоносцы а храм стал внешне копией храма Тамплиеров. Ну вот судя по внешнему виду европейцы тамплиеры его как свою резиденцию и строили. Позже, после захвата Иерусалима всё тем же Саладдином храм стал мечетью. Сколько раз мечеть страдала от землетрясений сказать трудно, они здесь в той местности достаточно частое явление, при одном из последних в 2008 рядом со зданием возник заметный провал, очень ощутимы были последствия в 1927 году. Туристам очень часто преподносят название как Золотой купол, но до 1963 года купол имел свинцовое покрытие, в настоящее время оно алюминиевое с позолотой.
Купол скалы предположительно 1880 год
Но главная путаница не этом, туристам утверждают, что Купол скалы- это Аль-Акса- «Удалённая мечеть», построенная на месте, с которого Мухаммед совершил путешествие в Рай. Это опять же не так...
Мечеть Аль-Акса- третья по значимости святыня суннитов стоит совсем рядышком и выглядит намного скромнее.
Аль-Акса
Так же как и Купол Скалы имеет очень такой тамплиерский вид и во времена крестоносцев служила штаб-квартирой данной организации, есть данные что также была и королевской резиденцией. Не вижу какого-то великого смысла выстраивать гипотезы о том, что мечеть прям очень древняя, но была построена так, что тамплиеры легко её переоборудовали под себя, да нет же они её и построили и не так уж и давно, иначе придётся выдумывать анекдот, про то как сейсмоактивность прошлого обходила эти культовые сооружения стороной а последние пару столетий взялась за них всерьёз.
Объектом паломничества, согласно суннитсткой традиции мечеть стала, так как отсюда совершил своё ночное восхождение в Рай пророк Мухаммед. Но были и другие традиции, говорящие о том, что здесь провёл ночь в молитвах Мухаммед, напомню, что это могло быть и необязательно именем собственным, а титулом, то есть «Достойный Славы». . И очень высока вероятность, что путешествие из Мекки в Иерусалим было придумано как элемент синкретизма, для цементирования различных восточных культов в единую культуру ислама.
с высокой долей вероятности заключительная статья для этого цикла