Граф М. В. Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви
КНИГА ПЕРВАЯ, ГЛАВА I. Первые проявления христианства на земле Русской. - Аскольд и Дир. - Святая княгиня Ольга. - Первые мученики - Варяги. - Святой равноапостольный князь Владимир. - Святые страстотерпцы Борис и Глеб. - Преподобный Ефрем Новоторжский. КНИГА ПЕРВАЯ, ГЛАВА III. Начало иночества в России. - Основание Киево-Печерской обители. - Преподобные Антоний и Феодосии. - Сооружение и освящение Великой церкви. КНИГА ПЕРВАЯ, ГЛАВА V. Гибельные последствия удельной системы правления. - Убиение святого князя Игоря-Гавриила. - Владимир Мономах и сын его святой Мстислав Великий. - Преподобный Антоний Римлянин. - Сыновья Великого Мстислава: святой Всеволод и блаженный Ростислав. Ответы на вопросы прихожан:
О поклонах.
Мы знаем, что земные поклоны отменяются в двунадесятые и Господские праздники, от Пасхи до Троицы, от Крещения до Богоявления, а также в воскресные дни. Но служащий священник и находящиеся с ним в алтаре сослужащие делают земные поклоны в наиболее важные моменты службы даже в эти дни (кроме Пасхи).
Земной поклон - покаянный. В Евангелии (
Лк.7:37-38) "... женщина, известная в городе как грешница, узнав, что Иисус на обеде у фарисея, пришла туда, неся алебастровый сосуд с благовонным маслом, и, стоя сзади, у Его ног, плакала, и слезы лились Ему на ноги, а она своими волосами вытирала их, целовала Его ноги и умащала благовониями." Поэтому иногда прихожане "нарушают" каноны, исходя из своего внутреннего состояния (например, из чувства глубокого покаяния совершается земной поклон вместо поясного) или своего физического состояния (пожилой человек просто физически не может совершить земной поклон, вместо этого совершает поясной). Ни в коем случае нельзя осуждать такие "нарушения", так как мы в своих рассуждениях сразу же впадаем в фарисейство (
Лк.18:9-14).
Но будет благочестивым совершить земной поклон на возгласе "Святая святым", а также в те моменты, когда священник выходит с Чашей из Царских Врат.
Как совершать поясной поклон? Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих трудах указывал: необходимо наклониться так, что если бы опустить руку, этой рукой можно было бы достать до земли, но само это действие (касание рукой земли) делать необязательно.
О порядке во время богослужения.
Для прихожан основное правило - не нарушать торжественный и молитвенный строй службы, а также не мешать прихожанам, которые находятся рядом в храме. Должна преобладать культура поведения и забота о ближнем.
Когда открыты Царские Врата - в этот момент не прикладываться к иконе праздника на аналое, а также не ставить свечи на центральном подсвечнике. Надо выбрать момент в богослужении, когда закрыты Царские Врата, и только тогда приложиться к иконе и поставить свечу.
О каждении.
Священник или диакон кадит на прихожан, когда стоит на солее. Потом происходит каждение храма и икон. Наша русская традиция - отдавать дань уважения кадящему, для этого надо слегка повернуться в его сторону и поклониться. Кадящий в свою очередь в знак уважения к поклонившемуся прихожанину(-ке) кадит на человека. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю, достаточно поворота в сторону кадящего и поклона.
Когда священник или диакон совершает каждение храма, прихожанам необходимо создать ему необходимые условия - встать со скамеек, отойти от стен, убрать лишние предметы (сумки, пакеты и т.п.).
О самочинном пении.
Прихожане должны уважать чувства рядом стоящих, поэтому рекомендуется воздерживаться от громкого самочинного пения.
Прихожанам благословляется петь совместно на "
библейских песнях". Также во время Литургии есть два момента, когда прихожане поют совместно: "Символ Веры" и "Отче наш". Во время пения не надо накладывать на себя крестное знамение, чтобы не нарушать благочестивый строй пения.
Если есть желание петь, надо взять благословение о. настоятеля на клиросное пение.