Только за первую половину июня в московском метрополитене случился с десяток аварий:
-
5 июня произошел резонансный пожар, в результате которого пострадали десятки людей, движение было парализовано на полдня, повторное возгорание и поломка поезда (3 аварии!);
-
9 июня погиб машинист;
-
11 июня на серой ветке сломался поезд;
-
13 июня на ст.Павелецкая на пути упал человек, движение остановили на 40(!) минут;
-
14 июня сбой на фиолетовой ветке-
19 июня сбой движения на серой ветке и другие.
Череда аварийных событий, а
главное последствий, в результате которых парализуется транспортное движение в городе (что, соответственно, оказывает негативное влияние на экономику), говорит о ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМАХ:
1. Неэффективное управление. Начальник метрополитена Иван Беседин, назначенный в 2011 году,
всю жизнь проработал железнодорожником и о метрополитене, по свидетельству его работников, до сих пор имеет смутное представление. Чехарда с руководящим составом в метро, раздутый штат безответственных заместителей начальника метро, громоздкая структура управления=анархия.
По словам самих сотрудников с 2011 года был серьёзно сокращен штат технических работников (тех самых электроснабженцев, путейцев, электромонтеров, специалистов по дренажу и водоотливу), которые обеспечивали техническую безопасность метрополитена. Устроиться выпускникам профильных ВУЗов через кадровую службу невозможно - рассмотрение документов идёт годами. Берут только по знакомству метрошные начальники служб и дистанций.
Управлять метрополитеном крупного мегаполиса, это пожалуй не то, что гайки на ж/д подкручивать.
2. Уровень профессионализма сотрудников метрополитена и полиции на метрополитене. Прежде всего дежурных по станции, постовых и "специалистов" в кабинках у эскалаторов. Когда человек падает на рельсы и движение останавливается на 40 минут, в результате чего страдают десятки тысяч людей - это нонсенс. Когда сотрудник полиции на метрополитене
запрещает фотографировать на станции (в то время, как правила ММ этого не запрещают) - это непрофессионализм. Когда они все вместе считают гражданский объект "Московский метрополитен" - стратегическим секретным объектом, где всё запрещено, когда голос громкоговорителя призывает постоянно быть бдительными и доносить на всех подозрительных лиц, держа людей в постоянном напряжении - это клиническая паталогия.
Паника, возникшая во время пожара 5 июня - ещё одно знаковое событие. Поезда остановились в тоннеле, ничего не понимающих испуганных людей начали выводить по рельсам. На станциях и подъемниках возникла давка. Вся Сокольническая ветка была закрыта, и огромное количество людей скопилось на площади трёх вокзалов (обе станции "Комсомольская" были закрыты на вход). Приезжающие не понимали что происходит. Автобусы для перевозки людей решили не выделять, как заявил Беседин - в таких случаях они не положены. Людей, надышавшихся угарным газом, просто выталкивали на улицу - а дальше как знаете. Таким образом отсутствовал единый кризисный центр в мэрии, который бы смог оперативно перенаправить потоки людей и проинформировать горожан о случившемся и необходимых действиях.
3. Безопасность. Наверное это самый главный пункт. Московскому метрополитену месяц назад исполнилось 78 лет. Однако, со сталинских времён оно мало изменилось. В городе меняется всё: архитектура, логистика, виды транспорта, а в московском метрополитене суровая "стабильность".
- После террактов в метро в 2011г. из бюджета было выделено 12млрд.рублей на совершенствование системы безопасности российских метрополитенов. До Москвы эти деньги, похоже, не дошли, потому что не поменялось НИЧЕГО. Зато теперь
попросили ещё 8 млрд. на дальнейшее совершенствование. ЛОЛ ШТОА? В метрополитене даже не проведена оценка уязвимости объектов, запланированная еще на 2011 год.
В начале того же года президент Медведев вместе с мэром Собяниным
торжественно спустились на станцию «Охотный ряд» - продемонстрировать металлоискатели и контейнеры для изоляции бомб (ждали конвеерных террактов?). И где теперь эти металлоискатели, контейнеры и тепловизоры?
Тем временем, московский метрополитен продолжает заниматься
мегапроектами и даже закупает противогазы. Т.е. борется не с причинами, а с последствиями. Оок.
Ещё ряд важных моментов:
- В метрополитене были установлены камеры видеонаблюдения. Однако, часть из них не работает, картинка с 3-4 камер выводится на маленький монитор к дежурной по станции (притом что в остальные никто не смотрит). При этом дежурная частенько отсутствует на месте (обход станции, регулирование движения поездов, "на покурить"). Зачастую в служебные помещения метрополитена можно пройти спокойно мимо всех камер.
- После террактов на станции появились мальчики-полицейские, больше напоминающие дурачков. Эти ребята - срочники Внутренних войск, врядли когда-то державшие в руках боевое оружие. Никаких задач перед ними не ставят. Даже в случае возникновения потасовки на станции - эти ребята не вмешиваются, ждут пока прибудут постовые с вестибюля. Сколько раз диггеры вылезали из тоннелей прямо у них на глазах - ноль реакции.
Стационарный пост полиции непосредственно на перроне станции (в будке) как это сделано на Тверской - спасёт ситуацию. Но лучше делать как в цивилизованном мире - поставить 100 камер наблюдения и всё же СМОТРЕТЬ в них.
- Падение людей на рельсы. Московский метрополитен переполнен в часы пик. Падения происходят КАЖДЫЙ божий день. И каждый день вызывают сбои в движении. Установка стеклянных заграждений будет стоить довольно небольших денег по сравнению с тем экономическим ущербом, который возникает из-за остановки движения.
- "Зацеперы". Последнее время стала популярной забава - зацепить заднюю кабину поезда (там есть где встать и за что держаться) или забраться на крышу. Особенно в среде школьников, насмотревшихся на фотографии более взрослых любителей экстрима, которые не просчитывают возможных последствий и частенько падают на рельсы в тяжёлыми ранениями или летальным исходом. Так или иначе, происходит сбой движения.
Устранить эту проблему путем установки камеры видеонаблюдения на кабинах поездов (которые к тому же позволят наблюдать за действиями машинистов) и на крыше не составляет большого труда, было бы желание.
К слову, раньше меня удивляло, почему иногда терракты не успевают предотвратить. Сейчас удивляет другое: почему терракты случаются не каждый день? При при сложившейся ситуации и российском уровне безалаберности это действительно загадка.
В результате мы видим следующее:
1. Защита от террористов имеет два уровня: физический и профилактический. Профилактика - это агентура, это предупреждение на стадии подготовки, это ФСБ. Судя по отсутствию террактов - тут всё нормально.
Физический - это разнообразные системы безопасности от рамок и тепловизоров на входе до наружного наблюдения. ВОТ ЭТО ОТСУТСТВУЕТ в ММ НАПРОЧЬ.
2. Отсутствие современных систем визуального наблюдения, датчиков охраны и непрофессионализм сотрудников метро и полиции приводит к печальным последствиям - от долговременных задержек движения до летальных исходов.
3. Московский метрополитен деградирует. В отличие от питерского, где дела с безопасностью обстоят куда лучше и работники ответственнее. Существующая система управления будет способствовать дальнейшим сбоям с нарастающий инерцией. Отсутствие капитального ремонта старых тоннелей и систем коммуникации в итоге приведёт к очередному колапсу.
Принципиальная смена команды управления в таких условиях ММ просто необходима.
В противном случае, московский метрополитен станет реальным объектом повышенной опасности для жизни людей.
P.S.: самое интересное, как они собираются управлять теми 100500км тоннелей и станций, что пообещал построить Собянин при действующей схеме? Нормальных сотрудников всё меньше, а метро всё больше.
Деградация идёт в геометрической прогрессии.
UPD: буквально несколько часов назад на серой ветке произошёл
очередной сбой *без комментариев*
О том как метро строится можно почитать в
предыдущем материале.
Читайте меня в
Твиттере