Торжественный спуск на воду крейсера «Аврора» состоялся 24 мая 1900года. На церемонии присутствовал российский император Николай Второй. Еще со времен Петра Первого в России существовало правило: название крупных кораблей должен был утверждать сам император. Николаю Второму предложили целый список: «Аврора», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг», «Наяда», «Юнона», «Гелиона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун». Решением правителя страны судно получило имя «Аврора» в честь древнеримской богини утренней зари. Крейсер принимал участие в русско-японской войне. 14 мая 1905 года во время боя с японскими судами капитан «Авроры» Евгений Егорьев получил тяжелое ранение и вскоре умер. А сам крейсер получил серьезные повреждения.
Легендарный выстрел с крейсера «Аврора», послуживший сигналом к началу штурма Зимнего дворца, был произведен комендором судна Евдокимом Павловичем Огневым 25 октября (по старому стилю) 1917 года в 21 час 40 минут. Заряд был холостым. Малоизвестный факт: в начале 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» другому крейсеру. Легендарный корабль должен был прекратить свое существование, так как на военном флоте не должно быть судов с одинаковым названием. Но старый крейсер спасла начавшаяся Великая Отечественная война. В июне 1941 года 9 орудий были сняты с «Авроры». Они вошли в состав батареи «А», которая вела ожесточенные бои в районе Дудергофа. В августе 1944 года по решению исполкома Ленсовета крейсер был установлен у Петроградской набережной в качестве музея-памятника. В 1946 году крейсер выступил в качестве «киноактера». В этом году на экраны кинотеатров вышел фильм «Крейсер «Варяг», а в роли «Варяга» решили снять «Аврору».
Суда имели разную конструкцию, поэтому «Аврору» пришлось сильно «загримировать»: установили четвертую палубу, несколько дополнительных орудий и переделали носовую часть. В 1967 году «Аврору» наградили орденом Октябрьской Революции. Кстати, на этом ордене изображен сам крейсер «Аврора». В начале восьмидесятых годов было принято решение о реконструкции «Авроры», так как корпус находился в аварийном состоянии. Крейсер был отправлен на судостроительный завод, где была заменена вся подводная часть. В настоящее время крейсер снова находится в Кронштадте на ремонте. Предполагается, что он вернется на свое привычное место в 2016 году.