Недавно произошедшая в США катастрофа с дамбой Оровилл обнажила серьезную проблему сильной изношенности подавляющей части американских плотин. И есть чего опасаться - анализ состояния водосдерживающих конструкций пугает своей действительностью.
На сегодняшний день в Америке существует более 87 тысяч плотин. На них давно не обращают никакого внимания. Но проблема комплексная, и ее решение не находится на поверхности, что лишь добавляет черных красок в вырисовывающуюся ситуацию.
Для экспертов, следящих за безопасностью дамб в США, проблема сильной изношенности плотин не является сюрпризом. В своем последнем отчёте о состоянии американской водосдерживающей инфраструктуры состоянию американских дамб дается оценка «D», что означает "неудовлетворительно". Причем, около половины всех дефектных дамб представляют реальную угрозу для жизни людей.
К примеру, возраст некоторых дамб Южной Калифорнии превышает 100 лет, и они далеко не единственные. Около 3 тысяч дамб в США построены до 20 века.
Как мы видим из вышеуказанной таблицы, основная часть плотин была построена 40-50 лет назад. Соответственно, применялись устаревшие технологии. Металлические трубы и другие части конструкции разрушаются вследствие сбросов, содержащих химические отходы. Но полвека назад никто не задумывался о подобном векторе развития событий.
График ремонта дамб как нельзя лучше отражает плачевность складывающейся ситуации.
(Данные за 2009, 2011 и 2012 годы отсутствуют. Данные за 2010 и 2013 года отражают оценку соответственно 66 процентов и 76 процентов находящихся в ведении штатов «потенциально высокоопасных» плотин. Данные для плотин, нуждающихся в ремонте в 2014 году выведены цифры на основе данных 2013 года. С 2008 года даны показатели, предоставленные каждым штатом в Ассоциацию официальных ответственных за безопасность плотин. С 2010 года данные собраны по Национальному реестру плотин)
Конечно, чинить и перестраивать дамбы очень дорого. По данным ASDO (Ассоциация официальных ответственных за безопасность плотин), восстановление плотин, нуждающихся в ремонте по всей стране, обойдётся в сумму около 54 миллиардов долларов.
Федеральные дамбы, находящиеся под инспекцией и финансированием государственных служб, не первый год получают вместо капитального ремонта "латание дыр". А виной всему нехватка финансирования. Конечно, в разных штатах ситуация несколько варьируется, но общей проблемы это не решает.
Еще одной стороной этой многогранной проблемы является тот факт, что большинство дамб в стране принадлежат частным владельцам. И, конечно, последние совсем не торопятся раскошеливаться на дорогостоящий ремонт.
Вывод однозначный: ждать уже слишком поздно. И, если в краткосрочной перспективе не отремонтировать дамбы, последствия могут быть ужасающие. Плотина Оровилл показала, что "беда не приходит одна", и вслед за одним прорывом следует еще серия вследствие резко возросшей нагрузки. Если допустить худший сценарий, то большую часть США может просто "смыть" посредством такого "цунами" катастроф на водосдерживающей инфраструктуре страны...