Сортир как архетип

Nov 25, 2012 23:07

  Сортир известен человечеству с древнейших времен (с). В результате долгих исследований британские французские ученые пришли к выводу (место для пруфа, который не работает), что первые отхожие места, очевидно, имели неброский вид и не отличались богатым убранством.

Это и понятно - на заре человечества его, человечество, окружали не слишком дружелюбные силы природы в лице крупных хищников, которым наличие помета добычи могло многое сказать о ее близком присутствии. Отсюда стремление сделать место "отхожим" - то есть, использовав его по назначению, отойти от него впоследствии как можно дальше. Однако делать сортир слишком далеко от места своего постоянно проживания - неудобно. Мало ли, что ты съел, и сколько сеансов тебе понадобится на прощание с последствиями своей неосторожной трапезы. И вот человек первобытный был поставлен пред сциллой перспективы стать добычей и харибдой нехватки времени на личные нужды. Что же делать? Оставалось одно - организовать сортир где-нибудь поблизости, а хищнику дать отпор. Дабы справиться со злом, пропалившим хорошо спрятанный сортир - на тот момент человеческой истории - раскидистый куст или, в лучшем случае, отхожую яму - первобытные люди стали объединяться в племена. Так возник социум.
Отсюда растут ноги у двойственного отношения социума к отхожим местам. С одной стороны, это учреждение полезное и нужное, с другой - с его стороны часто приходят темные силы. Подсознательный страх перед ними живет в каждом из нас. Посмотрите, например, на этот незамысловатый сюжет
. Здесь четко виден унитаз, из которого высовывается то, чего никогда не может быть, и утаскивает смайлик-протагонист в неизведанные глубины. Признайтесь себе - вы ведь тоже иногда с тревогой вглядываетесь туда? Не кажется ли вам это порталом в иной мир, мир
Но пока, увы, мы несправедливы к нему так же, как и к себе.неминуемой смерти?
Задумавшись об этом мире, мы не заметили, как автор виртуозно подвел нас, читателя, к первому культурно значимому концепту отхожих мест: это портал в смерть. Да, господа, воды канализации - почти как воды Стикса. Что упало, то пропало.
Именно поэтому мы так часто смеемся при упоминании клозетов и ночных ваз. Мы боимся. Кто-то малодушно прикрывается смехом от собственного страха, а кто-то, пошутив про сортир, пытается укрепиться духом перед возможными испытаниями. Ведь рано или поздно ему придется, и неоднократно, столкнуться с этим таинственным, загадочным и ужасным местом лицом, извините, к лицу (хотя для данного предмета это и не совсем верно, потому что выразительность сортирного дизайна все же тяжеловато переносится лицом и рассчитана на другое место).
Шуток, призванных укрепить человеческий дух при встрече с сортиром - великое множество. И именно из них, из их количества, согласно законам диалектики, перешедшего в качество, рождается следующая грань того сияющего архетипического кристалла, коим является ватеклозет - его культурное значение.
Культурное значение сортира необычайно велико. Что делает ребенок, еще не умеющий читать, но уже сознательно собирающийся на горшок? Берет с собой любимые игрушки. Что делает взрослый намереваясь приятно провести время на унитазе? Книги, айпад, ноутбук, жирнал - это лишь самое начало списка вещей, способных пригодиться вам в процессе одинокого бдения. Но что делать, если туалет не ваш, если он затерян в сплетении неизвестных станций, вокзалов, госучреждений и просто чужих домов? Если у вас ничего с собою?
Вы можете читать надписи на стенах и рассматривать картинки. "Пусть стены нашего сортира украсят юмор и сатира" - повторим мы вслед за неизвестным поэтом и возрадуемся, ибо украсят.
Конечно, т.н. "цивилизованный" сортир ничего этого не содержит. В крайнем случае - календарик с голыми женщинами, если хозяин дома считает себя "озорником" или "мачо", а хозяйке давно надоело называть мужа идиотом. Но чаще всего т.н. цивилизованный сортир напоминает чистилище, ибо там чисто, и лишь в центре - портал в неведомое.
Т.н. "цивилизованный" человек регулярно остается один на один с таящимся в очке унитаза ужасом, не защищенный от него никакими достижениями культуры. Отсюда такой высокий процент самоубийств в странах с цивилизованными сортирами.
Третья немаловажная грань раскрываемого нами образа - посрамление гордыни. Лучше всего она отражена в бесконечной многозначности слова "говно", что служит, как известно, физическим, а так же сакральным содержанием обсуждаемого предмета.
Не верьте человеку, кривящемуся при упоминании вами слов "унитаз", "говно" или "жопа"! Скорее всего, это малодушный лицемер, боящийся смотреть в глаза правде и начисто лишенный сколько-нибудь значимого внутреннего мира. Его развитие остановилось еще во младенчестве, так и не завершив т.н. "анальной" стадии (З. Фрейд), когда человек учится отрывать взгляд от себя и смотреть на то, что он наделал не руками. Он инфантилен и вообще неправ. Однако, верно и другое: если человек слишком часто повторяется в ключе "сортирной тематики", он инфантилен еще более того. И, скорее всего, трус, пытающийся подсознательно напугать вас, убедить в том, что он на короткой ноге с неведомым. "Иди в жопу" - говорит он. Истинный же подтекст (криптодискурс) его фразы таков: " я лично знаком с засортирным пространством, обидишь меня - оно придет за тобою!")
На самом деле, это, конечно, разводка. Не каждый, кто вербально пошлет тебя гидропочтой, есть великий шаман, знающий что там, за ныне фаянсовым, а прежде деревянных ободком священного места. Но сколько в нем нереализованных желаний!
Когда-нибудь сортир, как часть нашей внешней и внутренней жизни войдет в наше сознание плотно и полноправно, когда-нибудь мы примиримся с ним, свидетелем наших творческих утрат!

то и пишу

Previous post Next post
Up