Дирижабельные ворота в Мурманске захлопнулись, не открывшись...

Nov 03, 2015 20:01



Очень хорошая историческая статья сотрудника Государственного архива Мурманской области Дмитрий ЕРМОЛАЕВА

Как известно, Мурманск - ворота в Арктику. В годы первых пятилеток этот тезис получил наглядное подтверждение на море: СССР приложил огромные усилия для освоения Северного морского пути, отправной точкой которого и является заполярная столица. Но мало кто знает, что масштабные и по разным причинам неосуществленные проекты должны были сделать наш город не только морскими, но и сухопутными, и воздушными арктическими воротами. Что касается сухопутья, Великий Северный железнодорожный путь связал бы Мурманск с другими полярными районами страны. Что касается воздуха, в полет от Кольского залива планировалось отправлять дирижабли.
В июле 1925 года Советский Союз посетил знаменитый немецкий воздухоплаватель Вальтер Брунс. Именно он впервые попытался соединить в единое целое заполярную столицу и бескрылые воздушные корабли. Еще в 1919-м на заседании Берлинского общества естествоиспытателей Брунс выдвинул идею трансарктического дирижабельного пути по маршруту Амстердам - Ленинград - Архангельск - Северный полюс - Америка. В качестве дополнительных баз на случай изменения метеоусловий или потребности в дозаправке были намечены Мурманск и Земля Франца-Иосифа.
Проект получил поддержку в научных кругах Германии и Скандинавии. Именно из него выросло созданное в 1924-м международное общество “Аэроарктик”, генеральным секретарем которого стал Брунс. Приехав в СССР, он обсудил возможность осуществления своих грандиозных планов с властями и учеными Страны Советов. К тому времени первоначальные общие наметки трансарктических перелетов на дирижаблях были уточнены.
Проект Брунса состоял теперь из двух частей - организации научного полета от Мурманска до Аляски и учреждения регулярного грузопассажирского сообщения вдоль берегов Сибири, а также из Европы в Америку и Азию через полярные пространства.
Для обслуживания этой линии предполагалась постройка шести громадных по тому времени воздушных кораблей. Каждый из них имел бы объем 150 тысяч кубических метров, семь моторов общей мощностью около трех тысяч лошадиных сил, среднюю скорость полета 100 километров в час и мог бы перевозить одновременно от 50 до 100 пассажиров и 10 тонн груза.

Читать дальше на сайте газеты «Вечерний Мурманск»...

дирижабли, воздухоплавание, краеведение, герои воздуха, история

Previous post Next post
Up