В двух шагах от Кремля появились гигантский дирижабль, деревянное метро, китайская стена из коробок. Все это и еще десятки неожиданных объектов современного искусства оказались в Манеже благодаря бельгийке Катрин де Зегер, куратору основного проекта «Больше света» главного арт-события осени - Московской биеннале. В этом году она проходит с невероятным размахом, занимает десятки площадок (не только в Москве) и стоит около 100 миллионов рублей.
Биеннале подступила к самым стенам Кремля. Основной проект - в Манеже, сложном пространстве как с эстетической, так и с исторической точки зрения.
- Несмотря на то что это место наполнено светом, кажется, оно давит на тебя своим величием и размером, - признается Катрин на открытии выставки.
Площадка проекта во многом определила его содержание. Близость к Красной площади, например, стала поводом связать выставку с одним из главных произведений модернистского авангарда - картиной Казимира Малевича «Красный квадрат». «После «Черного квадрата», полного, как считается, новых возможностей, «Красный квадрат» должен стать, по словам Малевича, «сигналом революции» и прийти к белому квадрату как к «чистому действию», - размышляет де Зегер. И так же, как абстрактные работы Малевича стали поводом для дискуссий сто лет назад (хотя и сейчас они продолжаются), в наши дни площади стали местом обсуждения и протеста, как Тахрир в Каире или Таксим в Стамбуле. Эти мысли отозвались в Манеже десятками проектов художников из разных стран мира - некоторых из них собственные правительства не хотели пускать в Москву…
Самым легким и масштабным произведением стал гигантский дирижабль Панамаренко, художника, инженера, поэта и физика, который считал, что высшая цель человечества - найти способ покинуть землю. Этот дирижабль воспаряет над инсталляцией Александра Бродского (деревянная будка-туалет со знакомой до боли светящейся буквой «М»). А рядом - «Сложная структура», одновременно напоминающая огромные клетки и высотки мегаполиса. Автор Сопеап Пик создал ее из 83 бамбуковых модулей, тем самым напомнив о шаткой природе стремительного развития мегаполисов. Это одна из тех работ, которые ярко иллюстрируют идею Катрин де Зегер о конфликте глобального пространства и личного пространства человека. Об этом рассуждает и художник Сун Дун в своей инсталляции «Не выбрасывай!», занявшей четверть первого этажа Манежа. Одежда, обувь, посуда, лекарства - чего только не сложено вокруг домика, построенного Сун Дуном на выставке. Его личную китайскую крепость защищает стена из коробок, сложенная по типу Великой Китайской. Так художник иллюстрирует традиции своего народа, в том числе бережливость, которая считается у китайцев добродетелью. Это качество помогло выжить и Сун Дуну после того, как умерли его отец и мать: чтобы выжить, он перестал в принципе выбрасывать какие-либо вещи. Эти предметы, копившиеся годами, теперь он превратил в искусство.
Источник. Пойду, пересмотрю фильм "О чём говорят мужчины"...