Писал я как то
пост про фильм Апокалипто.
И вчера терзавшийся опять какими то размышлениями на тему древних цивилизаций, захотел что нибудь посмотреть про майя.
Захотели - получили.
По телевизору по каналу Красная звезда ( а телевизор я вообще не смотрю, либо очень редко) сначала посмотрел про винтовки (интересная передачка была) и про хиллеров, и потом щелкая каналы и собравшись идти на покой, наткнулся на документальный фильм про майя.
Информации вообще как всегда скудно и мало, и перемалывание одного и того же.
Интересно, что фильм Гибсона сами мексиканские археологи и историки слили в туалет, мотивируя это тем, что цивилизация создавшая такую архитектуру и инкрустировавшая зубы и модифицирующая обсидианом лица не могла быть такой какой она представлена в фильме. Цитирую: "Рычащими, татуированными, обезьяноподобными животными". Хотя может и трудности перевода имели место быть, хотя я сильно сомневаюсь;) И задумался я на тему...Оно конечно понятно, Голливуд и все такое. Работают на массу и прочее прочее. Исторические и прочие не состыковки могут иметь место быть (да фильм на исторический то и не претендовал), НО... но поняли фильм далеко не все, или поняли его по формуле = однотипный боевик. Или возможно я могу находить смысл там где его не видят другие. Или видеть его там, где его нет)
По версии человека этого времени (взять историков и археологов) Гибсон представил майя животными. Хотя мое мнение таково, что он представил человека именно так, каким он и должен быть, а на роль животных-мартышек претендуют гораздо больше и чаще современный Homo sapiens. Как сказала одна моя знакомая - Человек разумный - это не всегда разумный человек, хомо сапиенс - это возможность думать, но на всегда способность думать.
Развитие культуры и технологии ничего не доказывает (берем хотя бы это время), а поведение не всегда говорит об обратном. Имею в виду то, что вряд ли майя вели бы себя как то по другому, нежели их представил режиссёр. Мне интересно, почему они не могли себя вести так, и делать высокоразвитые вещи, как и мы сейчас можем делать совершенно технологичные вещи и считать себя венцом творения в культурном и общем планах, поступая как...в общем плохо поступая. С историками и археологами спорить совсем не хочу, тем более с теми кто живет в той культуре. Но как то меня затрагивает тот факт, что они все таки потомки подпорченных тогда колониальных завоевателей несущих свою "правильную веру" спасающих грешников. Как они спасали всем известно.Как всегда спасали, но речь даже не об этом,дабы мне не скатиться опять в тематику религий.
В программе много говорилось о спасении майя тоже, с точки зрения духовности, историком который говорила и про "культурность". В общем передача интересна если бы не выверты личностного характера в вперемешку с фактами действительно.
В общем подают они на Гибсона в суд:) За оскорбление потомкам майя,вот )) Надо же сразу о потомках вспомнили,как благородно.
А еще меня очень напрягает копошение православной почвы у нас в стране, вот. (Тьху, опять скатился,ну да ладно)
Критика
Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое[1][2][3]. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.
Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнем и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссеру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щек для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате[4].
Посмотрел фильм Фонтан.
По сравнению с Гибсоном конечно небо и земля. Но и тематика разная совершенно.
Фильм Фонтан - не фонтан однозначно :) Но некоторые идеи там неплохи,если смотреть на них, а не лезущую в лицо идею о трагичной судьбе, умирающей жене и бла-бла-бла.
И фильм, совсем не про майя, хотя они там фигурируют (для зацепления таких как я наверное))
Для многих фильм станет "не о чем". Как и фильм Гибсона Апокалипто.
П.С. Я врал, безбожно! )) Фонтан еще какой Фонтан!
Напомни мне, что бы я тебя отблагодарил :)
Если вы найдете, где нибудь фильмы хорошие про цивилизации мезоамерики пожалуйста напишите мне об этом :) Или сайты с неплохим материалом.