Вместо предисловия
Этот пост назревал у меня около года с периодичностью примерно один раз в месяц. Продуцировать негатив не люблю, поэтому всякий раз отказывался от затеи. Но сегодня терпение иссякло.
Оно ведь как: в жизни каждого мужчины наступает день, когда сама судьба толкает нас к неизбежному: пора оплачивать услуги ЖКХ. Я старовер, и с этой целью регулярно посещаю офисы Сбербанка, в котором процедура оплаты становится всё менее удобной, невзирая на все «новшества», «улучшения» и прочий 21-й век на дворе.
Почему? Что влечёт меня в контору с уровнем обслуживаня, для которого оценка «скверно» можно считаться лестной?
Поймать на слове
Чтобы уличить Себранк во лжи, совсем необязательно углубляться в схемы финансовых потоков, формулы начисления процентов и прочие экономические хитрости. Ложь Сбербанка видна невооружённым глазом и начинается с его лозунга: «Всегда рядом».
Не верьте. Это наглое враньё. С некоторых пор Сбербанк в Москве взял курс на укрупнение своих филиалов за счёт сокращения мелких отделений шаговой доступности. Так, поблизости от моего дома закрылись два отделения. Теперь ближайшее находится в нескольких автобусных остановках или в 15 минутах ходьбы, а на месте бывших отделений остались только заложенные кирпичом ниши, где когда-то были круглосуточные банкоматы. Но я-то ещё ладно, как-то переживу, а вот старики да пенсионеры теперь видят, насколько ближе им стал Сбербанк.
01. Бывшее отделение по ул. Берингов проезд, 3.
02. Бывшее отделение по ул. Лётчика Бабушкина, 7.
03. Объявление о закрытии отделения на ул. Лётчика Бабушкина, 7.
Два сапога - пара
Зато напротив м. Алексеевская на Проспекте Мира расположены сразу два офиса Сбербанка на расстоянии 30 метров друг от друга: один традиционный, с усталыми операционистками за стеклом, другой - нетрадиционный - полностью автоматизированный и оснащённый 11-ю терминалами.
04. Отделения Сбербанка на Проспекте Мира, 97 (вывеска второго отделения - над тентом «Шоколадницы»).
Так вот значете что? Я в этом суперсовременном отделении Сбера не смог вчера оплатить квитанции ЖКХ, потому что - внимание! - терминалы выдавали ошибку. Все терминалы, которые принимали наличность, выдавали ошибку. А таких было не менее 5 штук. Остальные принимали к оплате только карту Сбербанка, которой я, к великому счастью, не располагаю.
Вы вдумайтесь в эту цифру, я её словами напишу: пять терминалов не смогли предоставить мне обслуживание! А надпись «Быстро, удобно, надёжно» над бесполезной грудой металла выглядит особенно издевательски.
И в этом ещё одна ложь Сбербанка. Потому что надёжностью здесь и не пахнет.
В соседнем, традиционном отделении, мне также не удалось оплатить квитанции по причине имевшейся там очереди и моего недостатка времени. Сбербанк и тут наврал. «Быстро»? Не, не слышали.
05. Отделение самообслуживания на Проспекте Мира, 97.
06. Неработающие терминалы в отделении самообслуживания на Проспекте Мира, 97.
Дело техники
Неработающий терминал - это в порядке вещей у Сбера. Это его фишечка такая. Сбербанк - контора, где постоянно что-нибудь не работает. «Постоянно» - от слова «всегда». Это запросто может быть неработающий банкомат. Или терминал по выдаче талончиков в электронную очередь. Или же терминал по оплате квитанций. Но обязательно что-нибудь да будет находиться в нерабочем состоянии. Например, вчера всё в том же сдвоенном отделении не работал ещё и банкомат.
07. Неработающий банкомат в отделении на Проспекте Мира, 97.
С некоторых пор я начал фиксировать случаи недействующих терминалов, и география моих наблюдений раширяется. И ладно, если бы такое случалось изредка или я умышленно подкарауливал момент поломки, чтобы злорадно выложить фотку в сеть и сопроводить ехидным комментарием. Нет. Эти фотки сделаны мною при совершенно стихийных посещениях разных отделений Сбера Москвы в разное время. И у меня есть занятия поинтереснее, чем отлавливать косяки в работе Сбербанка и тем более тратить время на написание таких длинных постов.
08. Неработающие терминалы в отделении на ул. Санникова, 17.
Но Сбербанк не устаёт удивлять, что не может не разжигать мой азарт наблюдателя. Например, в отеделении на углу улицы Малая Ботаническая, что напротив гостиницы Останкино, несколько месяцев с мая не работал круглосуточный банкомат. Несколько. Месяцев. Не работал.
Я регулярно посещаю это отделение, так как работаю поблизости, и когда поздно возвращаюсь с работы, этот банкомат бывает мне полезен, если не оказывается наличности на оплату проезда в транспорте или для каких других нужд.
Никогда бы не подумал, что скажу такое, но круглосуточный банкомат Сбера - это удобно, даже несмотря на то, что у меня карта другого банка и за снятие наличных взимается комиссия. Но Сберовских банкоматов по Москве действительно много и иногда они даже работают.
09. Тот самый легендарный неработающий банкомат в отделении на ул. Ботаническая, 27. На данный момент вроде как заработал.
10. Там же.
Сегодня у меня с операционисткой в отделении на Амудсена, 15 состоялась примечательная беседа. Сотрудница банка была обязана меня уведомить о взимаемой комисси:
- Вы знаете, что при оплате через терминал комиссия будет меньше?
- Знаю, но у вас из 5 терминалов работает только один, и в него очередь.
- Ну, это не у «нас», - улыбается она. - Это теперь другая служба.
- Но всё равно ведь это Сбербанк? - уточняю я.
Она вроде как соглашается.
11. Неработающие терминалы на Амудсена, 15 и очередь к единственному работающему.
12. Там же, с другого ракурса.
Почему я старовер
Кроме того эта же сотрудница банка советует мне совершать онлайн-платежи и делится своим опытом. Я в ответ делюсь своим и отвечаю, что с радостью бы воспользовался онлайн-платежами, но не доверяю качеству технического обслуживания в этой области. У меня были случаи, когда платежи терялись и зависали не пойми где, о чём я узнавал далеко не сразу. В итоге мне начислялась задолженность, а вызволить деньги из виртуальной западни стоило мне дополнительных усилий и времени.
Так что я предпочитаю явиться лично пред светлы очи работницы банка, чтобы из её тёплых ладошек получить оплаченную квитанцию, принести её домой, прижав к груди, как птенца, а затем бережно хранить в ящике кухонного шкафа и время от времени туда заглядывать, чтобы наблюдать, как выцветают синие чернила на кассовом чеке.
При этом в массе остальных случаев я охотно, с удовольствием и, что немаловажно, успешно совершаю электронные переводы и платежи. Но не в случае с госучреждениями. Поэтому я старовер.
К слову, на мне до сих пор висит штраф за неправильную парковку, хотя он был оплачен 4 месяца назад. Причём штраф был оплачен именно через Сбербанк. Хотя тут скорее всего претензии не к Сберу, а к стороне получателя.
Вообще интересно: если Сбер - это государственная структура, то почему она так хреново работает на наши-то с вами налоги?
Если же Сбер приватизирован, то только конкуренция способна расшевелить это неповоротливое и унылое учреждение, находящееся в состоянии перманентной технической неисправности. И на в самом конце цепочки управленческих косяков и раздолбайства находятся несчастные стрессоустойчивые сотрудницы банка, выслушивающие от раздражённых клиентов претензии и жалобы. Этих несчастных девушек действительно жаль, потому как они, а не сберовский топ-менеджмент принимают на себя это нелёгкое бремя, но при этом стараются оставаться вежливыми. Кстати, это, на мой взгляд, единственное новшество и улучшение в Сбербанке, которое я замечаю: обслуживающий персонал действительно стал приветливее.
В сухом остатке
И ведь что самое досадное-то. Поломка может произойти с любым оборудованием, у любого поставщика услуг. Бесперебойной работы не может гарантировать никто. Ну поломалось, ну бывает. Починили и забыли. С определённой долей допущения это можно считать нормальным.
Но только не для Сбера, где поломки составляют неотъемлемую часть стиля его работы и устрарняются с буддийской неспешностью.
Сокращение отделений Сбербанка, помноженное на неработоспособную технику, делает эту контору столь же бесполезной, как грабли на байдарке. Несмотря на закрытие мелких филиалов, Сбербанк по-прежнему повсеместно мозолит глаза, но ничего кроме раздражения лично у меня это не вызывает. Мне удивительно, что руководство этого крупнейшего и старейшего банка страны равнодушно к низкому уровню предлагаемых этим банком услуг и занято, видимо, какими-то совершенно другими делами.
Так что слоган Сбербанка следует уточнить: «Всегда рядом косячим». Ну или свой вариант пишите в коментах.
Интересен также опыт клиентов этого учреждения в других городах России.