Прощальная симфония Гайдна

Jun 15, 2014 22:14




Удивительный по своему остроумию способ музыкальной коммуникации употребил в своё время австрийский композитор и дирижёр Франц Йозеф Гайдн, когда в 1772 написал симфонию №45, также называемую как «Прощальная».

Предысторией послужил тот факт, что венгерский князь Эстерхази, при дворе которого служил Гайдн и его оркестр, долгое время откладывал обещанный оркестрантам отпуск. Музыканты соскучились по семьям, которых давно не видели, и проявляли всё большее недовольство, грозившее перерасти в самый настоящий саботаж. Кроме того, они настаивали, чтобы Гайдн потребовал от княжеской особы заслуженного отдыха. Однако поднимать подобные темы было поступком рискованным, и Гайдн поступил иначе, хотя не менее рисковано.

Что он придумал такого, что раздражённые и уставшие музыканты с усердием взялись за инструменты? Всё дело в необычной и, прямо скажем, революционной по тем временам симфонии, которая была исполнена перед двором князя и превратилась в настоящий перфоманс. В последней части симфонии музыканты один за одним заканчивали играть, задували свечи на пюпитрах, поднимались с места и покидали сцену. Последними из всего оркестра оставались играть две первые скрипки, которые и заканчивали произведение. Князь истолковал изящный намёк более чем правильно, и вскоре счастливые музыканты паковали вещи, собираясь к своим семьям.

По сей день эта симфония исполняется именно так: музыканты постепенно покидают свои места. Я нашёл множество видео с записью этой симфонии, но, к сожалению, классический вариант с задуванием свечей мне попался только в плохом качестве, снятый на мобильный телефон (его несложно найти на ютубе). Есть даже вариант, где под конец симфонии со сцены уходит сам дирижёр. :) В общем, под катом парочка видео, в одном из которых Питер Устинов рассказывает эту историю под аккомпанемент оркестра.

image Click to view



image Click to view


интеллектуальные раскопки

Previous post Next post
Up