>
Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, многие, наверное, назовут колесо А ведь древнее колеса. оказывается, сани! Привязал два передних конца жердей к собаке, лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле вот и готовы сани-волокуши.
И сколько удовольствия самое главное. Сядешь бывало да как помчишься с горки, снег в лица, в ушах свистит, страшно, того и гляди слетишь. А все едешь, да еще орешь...
И что в детстве только в ход не шло чтобы прокатится с горы: и картонки, и ледянки, и дверка от старого телевизора, и капот от машины, а как не крути сани все же лучше.... Стало интересно и вот что на этот счет в интернете нарыл об истории саней....
Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).
В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом - на них совершали прогулки по ледяным озерам. Сани "богдыхана Поднебесной империи", как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.
В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Сейчас правда предпочитают для парадных выездов иномарки, и не только люди светские, но и, к удивлению, духовные.
Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200-300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви - с женихом.
Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).
В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С.Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций
аэросаней (по ссылочке хорошая статья из википедии), над которыми работали известные ученые и конструкторы. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ А.Н.Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях можно ездить по льду рек: если он проломится, сани будут плавать.
У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сидением - она выполнена из листовой стали. Сталь упругая, и соединение работает как рессора. Стоит привстать - санки подпрыгнут, кататься на них не только весело, но и удобно. Еще изобретены сани с рулевым управлением - их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз. Не так давно в Германии придумали санки "юмбо" - это надувная подушка из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и скользят по любому снегу. Эти "пневмосанки" смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с каким-либо предметом, а еще не дают маленьким ездокам замерзнуть. В сложенном виде санки вместе с насосом легко помещаются в небольшой сумке. Есть санки на лыжах (снегокат "Чук и Гек") - с сиденьем, тормозом, рулем и тремя полозьями. Есть санки на роликах - когда нет снега, переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках.
Виды саней:
* боб - род саней с рулевым управлением
* буер - спортивные сани с парусом для езды по льду
* возок - крытые сани со спинкой
* кережка - сани у лопарей
* пошевни - низкие и широкие сани
* розвальни - низкие и широкие сани
* салазки - маленькие деревянные ручные санки
* тобогган - бесполозные сани у индейцев Канады
* волокуши - используются для транспортировки походного снаряжения в Арктике и Антарктике, в качестве полозьев имеют трубы.
* тарантайка
Мое детство прошло на классике
а ваше?