Вот вам и Лесков.

Mar 16, 2017 19:39



Обсуждение получилось довольно горячим, как всегда, когда тема имеет острое современное звучание. Хотя, сначала, порой этого не скажешь.

Что, казалось бы, общего у купчихи 19-го века, которую страсть довела до серии убийств и нами, интеллигентными людьми? Обсуждая драму Лескова, мало-помалу, нам стало понятно, что гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Сюжет банален. Замужняя женщина заводит любовника, а затем, они вдвоем устраняют все препятствия, реальные и мнимые на пути своей страсти. В финале разрыв и трагическая смерть героини - Екатерины Львовны, которая уносит с собой в пучину (она утопилась) новую возлюбленную своего рокового любовника.

Был бы банален, если бы Лесков, в качестве особенной черты, которую он подчеркивает, не вывел бы в своем произведении, химически чистой атмосферы скуки. Катерина Львовна не получила никакого образования, друзей и подруг у нее нет, с мужем отношения формальные и в доме 1 (одна) книга. Целыми днями Катерина Львовна пьет чай, сидит у окошка и спит. Так проходит ее жизнь до тех пор, пока случайная встреча с работником Сергеем не разжигает в ней огонь страсти. С этого момента события начинают нестись стремительно и движение это - от одного убийства к другому. Первым убит свекор, заставший любовников и наказавший Сергея плетьми. Затем вернувшийся не вовремя муж, впрочем, если бы он вернулся в другое время, его судьбы все равно была бы такой же, просто в ход пустили бы не подсвечник, а яд. После двойного убийства Екатерина Львовна наследница большого имения, но оказывается, что наследство надо делить с племянником убитого мужа - малолетним Федей. Машина убийств перемалывает и его. Создается впечатление, что если бы не было этого препятствия, уже в общем-то надуманного, любовники все равно кого-нибудь убили бы. Настолько не остановимо их движение в бездну. И здесь еще один необычный момент. Ни разу на протяжении драмы у Екатерины Львовны не мелькает даже мысли о том, что что-то идет не так. Нет душевных мучений ни до, ни после убийства. Нет диалога с Богом, бунта, мольбы или просьб о прощении. Катерина Львовна убивает так, как это делают животные. Кошке хочется есть и она убивает мышь и нисколько не падает от этого в своих глазах, ее ничего не мучает. Так и леди Макбет Мценского уезда, к ней не пробивается с неба ни одного луча света.

Есть прекрасная метафора русских народных сказок - Иван Царевич на сером волке (кстати, это эмблема нашего литклуба), суть которой в том, что человек обуздавший и подчинивший в себе животное начало обретает возможность действовать необычайно эффективно. В западной традиции говорится о том же - «Верхом на тигре». Так в случае Екатерины Львовны все происходит ровно наоборот. Она оседлана своим серым волком, а не серый волк ею.
И самое главное, что до самого своего трагического конца, человек в ней так и не очнулся.

А теперь что общего у леди Макбет Мценского уезда с нами - интеллигентными людьми. Шопенгауэр сказал, что человек обречен колебаться между голодом и скукой. Лесков поместил свою героиню в условия абсолютной скуки именно потому, что как большой художник понял, почувствовал ту главную опасность, которая стережет человека в момент, когда он выбирается из инферно постоянной борьбы за жизнь, эта опасность - скука. И, говорит нам Лесков, в этом темном омуте ежедневной скуки может случиться и наверняка случится так, что человек будет оседлан своим внутренним зверем и оседлан так, что погибнет, даже не успев пробудится как человек. Умрет не родившись.

А ведь общество всепроникающей скуки - это другое имя общества потребления. Вот вам и Лесков.

Лесков, Литклуб

Previous post Next post
Up