Бессмертная трагедия Шекспира поражает читателя и без вскрытия смысловых уровней, которые в ней, конечно, есть. И их не может не быть, трагедия, как я сказал, бессмертная. Бессмертным же может быть то, что, помимо поразительного сюжета имеет непреходящий смысловой каркас или смысловую модель одинаково актуальную в 16 и в 21 веке.
И если блестящая внешняя сторона трагедии Шекспира хорошо известна, то смысловой каркас не очевиден и, более того, разный читатель обладая своей личной индивидуальной смысловой оптикой, может увидеть разный смысловой мир этой трагедии Шекспира.
Поэтому пишу о том, что увидел лично я, а помог мне это увидеть конечно наш литклуб
«Восхождение».
На мой взгляд, Шекспир построил свою трагедию вокруг модели целостного человека. Каждый герой пьесы выражает суть той или иной его стороны.
Отелло и Дездемона это двуединая человеческая душа. Отелло символизирует мужскую, действующую, волевую ее часть. Неслучайно, по сюжету, Отелло - воин, генерал. Дездемона - женскую, нежную, любящую, сострадающую часть человеческой души. Дездемона - это жемчужина, которой обладает, любит которую и трепетно хранит Отелло. Вся его предыдущая жизнь, полная труда, опасностей, битв, преодоления, не что иное, как путь к Дездемоне, к ее обретению.
Меня ты за страданья полюбила,
А я твоим участьем покорен…
Смысл здесь в том, что обладать такой жемчужиной как Дездемона, может отнюдь не всякий, а лишь тот, кто пришел к этому трудным путем.
Вопрос - кто такой Яго? По моей версии Яго - это разум, а его жена символизирует телесную часть человека. (Поначалу я рассматривал версию о так же двухчастном составе разума Яго-Эмилия, но все-таки Эмилия глуповата для того, чтобы быть олицетворением разума или его части, она сметлива, да, но Яго - разум полностью контролирует её до самого момента катастрофы).
Итак, Отелло-Дездемона - душа, Яго - разум, Эмилия - тело.
Имя Яго - это уменьшительная форма имени Иаков, а значение этого имени в переводе с древнееврейского - «держащийся за пятку», ибо он, по преданию, вышел на свет за своим братом Исавом, держась за его пятку. Эпизоды библейской истории говорят об изворотливости ума этого патриарха. Здесь и добыча первородства за чечевичную похлебку и получение благословения от Ангела, которое тот, очевидно, не собирался давать, ибо боролся с Иаковым целую ночь. В случает с Яго, Шекспир предлагает модель, согласно которой дьявол действует в человеке через разум, запутывая душу, неспособную его обуздать, построением безупречных логических схем.
Не надо
Безумствовать. Мы ничего не знаем.
Она чиста, быть может. Но скажите:
Случалось видеть вам в ее руках
Платок, расшитый алой земляникой?
Кстати, очень интересно, что Антуан де Сент Экзюпери в своей книжке «Военный летчик» по сути воспроизводит эту же схему атаки разума на Дух:
...Потому что важна не увлеченность. Когда терпишь поражение, на увлеченность рассчитывать нечего. Важно одеться, сесть в кабину, оторваться от земли. То, что сам ты об этом думаешь, совсем неважно. Мальчик, который с увлечением мечтал бы об уроках грамматики, показался бы мне фальшивым и неестественным. Важно сохранять самообладание ради цели, которая в данную минуту еще не ясна. Эта цель - не для Разума, а для Духа. Дух способен любить, но он спит. В чем состоит искушение, я знаю не хуже любого отца церкви. Искушение - это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух…
Итак, Яго - разум, ставший игрушкой внешних для человека разрушительных сил. Шекспир говорит нам, что Яго оседлан ненавистью к Отелло:
...Положись на меня. Ступай, добудь денег. Я говорил тебе не раз и
повторяю еще и еще: я ненавижу Мавра. Это у меня крепко засело в сердце…
Как осуществляет он свой (на самом деле - не свой) замысел? Разум убеждает волевую часть души сначала в том, что Дездемоны (то есть чистой жемчужины) нет вовсе, а под ее личиной скрывается мерзкая бездна порока. А затем побуждает Отелло к уничтожению жемчужины. Здесь важно отметить несколько развилок или точек бифуркации сюжета.
1. Отелло доверчиво прислушивается к Яго, вместо того, чтобы (как советует Экзюпери) приказать ему замолчать.
2. Отелло признает противное очевидности: Дездемона - демон, а не чистое сокровище.
3. Мавр, пройдя по пути своего падения два предыдущих поворота, мог остановиться перед ужасом убийства своей души и смириться, сказав что-то вроде - ну, что ж, это мой крест, смирю гордыню и буду страдать. Этого тоже не случилось.
Финал трагичен - разрушение человека убившего в себе душу, то есть сострадание, любовь и милость и утратившего таким образом центр своего бытия. Все умирают. А Яго отправляется в Ад на вечные муки. (По сюжету в пыточную камеру, но эта аллегория прозрачна).
Как-то так мне видится бессмертная трагедия Шекспира.
Есть ли здесь некая практическая польза, возникает вопрос. Считаю, что да, есть и существенно большая чем та, которую можно получить в любой группе личностного роста. Уильям Шекспир, вместе с присоединившимся к нему Антуаном де Сент Экзюпери советуют следующее:
1. Останавливать любые разумные доводы внутреннего голоса «держащегося за пятку», если они, эти доводы, утверждают что:
- вы не обладаете внутренней несомненной ценностью, как совокупностью сострадания, любви и милости.
- вы должны избавиться от этой вашей части, как от чего-то вас отягощающего
2. Не разум диктует что делать человеку, он определяет лишь, как должно быть сделано то, что предписывается душой.
По-моему для пьесы в 100 страниц очень богатая смысловая добыча.
#восхождение_литературный_клуб_самара