«Гражданин Кейн», что мы увидели в этой замечательной картине? Как это ни странно, оказалось, что перед нами, видимо, родоначальник довольно популярного сегодня жанра, который мы условно называем «Об Америке которую мы потеряли».
Странно потому, что картина снята в 1941 году. Напомню несколько ярких лент из этой серии - «Львы для ягнят» Роберта Редфорда, «Старикам тут не место», братьев Коэнов, «В долине Эла», Пола Хаггиса, недавно прошедший в нашем киноклубе «Гран Торино» Клинта Иствуда. Суть жанра в том, что думающие американцы, понимая, что современная Америка утратила нечто очень ценное, без чего она совсем не тот град на холме, который они любят, пытаются в картинах на эту тему это нечто найти. Ведь кино это не о чем-то, а что-то. Маршак писал об этом -
О чем твои стихи? - Не знаю, брат. Ты их прочти, коли придет охота
Стихи живые сами говорят, И не о чем-то говорят, а что-то
Каждая из таких лент пытается дать своей ответ на этот вопрос.
И вот перед нами, возможно, первая из таких картин. Орсон Уэллс не очень вуалирует смысл. Главный герой - Кейн - это, конечно, и есть сама Америка иди её Дух. Причем, жизнь и судьба Америки, как жизнь и судьба главного героя прослеживается авторами картины от самого детства и до смерти. (Да, по Орсону Уэллсу, Дух Америки уже умер, и давно) Символы тоже вполне читаемы. Кейн начинает свою самостоятельную жизнь как издатель газеты, которая будет писать правду и в качестве такового пишет и публикует некий манифест или декларацию о том, что он клянется своим читателям говорить правду и только правду. Разумеется, это прямая отсылка к американской декларации независимости, с которой она и начиналась как мировое явление. Он много работает, буквально живет на работе и газета становится популярной, она следует провозглашенным принципам и люди верят Кейну.
Первый прокол Кейна состоял в неудачной женитьбе на аристократке. Видимо, режиссер говорит нам о том, что Америка, начиная как демократия для людей, в какой-то момент связалась с теми, от кого её Отцы-основатели убежали когда-то из Европы - с аристократами. Для первой жены Кейна труд не столь почетное занятие, чтобы посвящать ему столько много времени, как это делает Кейн. К сожалению, аристократы часто таковы.
Второй брак Кейна тоже неудачен. Его, следуя логике картины, наверное, можно истолковать как попытку сделать ставку на «простую Америку», образом которой является певица Сьюзен Александер. Но "простая Америка" оказалась или недостаточно или слишком простой. Она пользуясь образами фильма, так и не запела. Не дала миру ничего по-настоящему самобытного и великого.
Наконец, замок Ксанаду - это, безусловно, не что иное, как американский град на холме. Куда Кейн в итоге натащил бесконечные груды барахла и где живой жизни не сложилось.
Что такое розовый бутон? - задают исследователи жизни Кейна вопрос. Что значат эти последние слова магната? Это мечта, нечто сокровенное в человеке, то, для раскрытия чего и явления чего миру, собственно и живет человек, да и любая общность, в конечном итоге. Развивать свое историческое предназначение - смысл существования каждого народа на земле. Орсон Уэллс говорит, что Америка обменяла этот розовый бутон мечты на груду хлама, который превратиться в прах и развеется по ветру.
С этим утверждением согласились и мы, участники киноклуба «Метафоры».